Введение. Глава 11. Таможенные органы Республики Казахстан

Глава 11. Таможенные органы Республики Казахстан

Глава 10. Органы финансовой полиции Республики Казахстан

Глава 9. Органы выявления и расследования преступлений

Глава 8. Органы внутренних дел Республики Казахстан

Глава 7. Органы обеспечения национальной безопасности

Глава 6. Органы прокуратуры Республики Казахстан

Глава 5. Органы юстиции Республики Казахстан

Глава 3. Судебная система в Республике Казахстан

Глава 2. Судебная власть в Республике Казахстан

СОДЕРЖАНИЕ

Алматы 2011

Правоохранительные органы Республики Казахстан

С.Н. Мухаметалин

Введение…………………………………………………………………………………….4-6

Глава 1. Правоохранительная деятельность. Правоохранительные органы: понятие, основные признаки и задачи ………………………………………………………………7-19

1.1. Правоохранительная деятельность. Понятие правоохранительных органов, их основные признаки и задачи………………………………………………………………...7-12

1.2.Предмет курса, его цели. Виды правоохранительных органов……………………...12-15

1.3. Правовая политика государства по совершенствованию правоохранительной

деятельности………………………………………………………………………………...16-19

2.1. Понятие и основные признаки судебной власти……………………………………..20-22

Правосудие: понятие и его принципы……………………………………………………..20-29

Судопроизводство с участием присяжных заседателей………………………………… 29-34

Судебная система в Республике Казахстан…………………………………………………35

Правовой статус судей………………………………………………………………………..

Высший Судебный Совет. Союз судей……………………………………………………..

Третейские суды………………………………………………………………………………

Органы, осуществляющие организационное обеспечение………………………………..

Глава 4. Конституционный контроль в Республике Казахстан

Становление и развитие института конституционного контроля…………………………

Порядок формирования и состав Конституционного Совета………………………………

Компетенция Конституционного Совета и формы ее реализации………………………….

Конституционное производство. Права и обязанности участников конституционного производства …………………………………………………………………………………….

Основные задачи и система органов юстиции………………………………………………..

Основные функции органов юстиции. Права и обязанности органов юстиции и их должностных лиц……………………………………………………………………………….

Структура и функции органов юстиции в сфере уголовно-исполнительной

деятельности……………………………………………………………………………………….

Права и обязанности сотрудников уголовно-исполнительной системы………………………

Основные исторические этапы развития прокуратуры………………………………………...

Принципы организации и правовые гарантии деятельности органов прокуратуры………..

Система и структура органов прокуратуры……………………………………………………

Основные направления прокурорского надзора……………………………………………….

Общая характеристика национальной безопасности…………………………………………..

Органы национальной безопасности. Задачи и функции……………………………………..

Права и обязанности органов национальной безопасности………………………………….

Основные задачи, принципы и структура органов внутренних дел………………………….

Права и обязанности органов внутренних дел…………………………………………………

Статус сотрудников органов внутренних дел………………………………………………….

Основные этапы становления и развития института органов расследования……………….

Органы предварительного следствия…………………………………………………………..

Органы дознания и их задачи……………………………………………………………………

Органы оперативно-розыскной деятельности…………………………………………………

Основные задачи, система и организация деятельности органов финансовой

полиции…………………………………………………………………………………………….

Система и организация деятельности органов финансовой полиции…………………………

Правовое положение сотрудников органов финансовой полиции…………………………….

Понятие и задачи таможенных органов…………………………………………………………

Принципы и система таможенных органов…………………………………………………….

Перемещение товаров и транспортных средств……………………………………………….

Ответственность по таможенному праву. Обжалование решения, действий (бездействия) таможенного органа ……………………………………………………………………………..

11.5. Порядок прохождения службы в таможенных органах 285

Глава 12.- Нотариат в Республике Казахстан

Становление и развитие нотариата

в Республике Казахстан 287

Правовые основы и функции нотариата 293

Права, обязанности и ответственность нотариуса 299

Порядок совершения отдельных нотариальных действий 306

Глава 13. Адвокатура Республики Казахстан

Становление и развитие адвокатуры. Понятие

и принципы ее организации и деятельности 311

Адвокат и его правовой статус. Организационная

структура адвокатуры 319

Виды юридической помощи, оказываемой

адвокатами 328

Глава 14. Правоохранительные органы зарубежных государств

Основные правовые системы мира 336

Правоохранительные органы Соединенных Штатов Америки 338

Правоохранительные органы Великобритании 344

Правоохранительные органы Франции 347

Правоохранительные органы Федеративной

Республики Германии 351

Правоохранительные органы Японии 355

Правоохранительные органы стран СНГ 357

Глава 15. Международно-правовое сотрудничество правоохранительных органов

Правовая база международного сотрудничества. Значение и задачи международного сотрудничества

с правоохранительными органами зарубежных стран 363

Международное сотрудничество правоохранительных органов в сфере борьбы с преступностью 370

Порядок рассмотрения поручений об оказании правовой помощи по уголовным делам 379

Программа учебного курса

«Правоохранительные органы Республики Казахстан» 384

Нормативные акты и литература 389

Курс «Правоохранительные органы Республики Казахстан» — вво­дная дисциплина в юридическом учебном заведении, в рамках которо­го студенты получают основные сведения о деятельности правоохрани­тельных и правоприменительных органов. Цель изучения курса - эго обеспечение необходимой информацией будущих юристов о правовой основе, задачах, структуре и компетенции суда, прокуратуры и других органов, осуществляющих правоохранительную деятельность.

Изучение курса «Правоохранительные органы в Республике Казахстан» предусмотрено учебными программами большинства учебных заведений юридического профиля. Это обусловлено тем, что деятельность правоохранительных органов является составной и неотъемлемой частью механизма исполнения законов. В то же время практика преподавания данного предмета показывает, что обучающиеся испытывают объективные трудности в процессе по­иска и усвоения материала курса, адаптированного к современной системе правового регулирования правоохранительной деятельно­сти.

Предлагаемые учебно-методические материалы охватывают различные стороны преподавания курса «Правоохранительные органы в Республике Казахстан». В издании помещены программа курса и методические рекомендации. Изучая курс «Правоохрани­тельные органы в Республике Казахстан», студент должен овла­деть теоретическими основами правоохранительной деятельности, освоить основные термины и категории, необходимые при харак­теристике правоохранительной деятельности, а также приобрести навыки работы с нормативным материалом.

Курс «Правоохранительные органы в Республике Казахстан» — это система знаний о правовой и социальной природе правоохра­нительной деятельности, правовом статусе правоохранительных органов, ее функциях, формах и методах деятельности.

В рамках данной учебной дисциплины изучаются вопросы о месте правоохранительных органов в системе органов законода­тельной, исполнительной и судебной власти. О специальном пред­назначении правоохранительных органов осуществлять, охрану прав и свобод граждан, охрану правопорядка и безопасности стра­ны, от имени высших органов государственной власти надзор за точным и единообразным применением Конституции и действую­щих законов.

Конкретно-исторический подход позволяет проследить этапы развития системы правового регулирования деятельности правоо­хранительных органов, характерные особенности образования но­вых и становления традиционных структур правоохранительных органов после распада СССР и по настоящее время. Это позволяет обосновать необходимость правоохранительных органов Казах­стана как государственно-правового института, увидеть его про­блемы и перспективы.

В учебном пособии раскрывается содержание задач правоохранитель­ных органов, дается их классификация, проводится анализ пред­метных и функциональных полномочий, разграничивается компе­тенция между правоохранительными органами, территориальны­ми и специализированными правоохранительными органами, вы­шестоящими и нижестоящими правоохранительными органами.

В работе также проанализировано действующее законодатель­ство и показаны его основные черты и особенности, обобщен опыт строительства системы правоохранительных органов государ­ства. Особого внимания заслуживает приведенный сравнительно- правовой анализ системы и особенность деятельности правоохра­нительных органов некоторых зарубежных стран.

Тем самым, представленная работа является результатом тща­тельного изучения всех законодательных актов, напрямую и кос­венно касающихся деятельности правоохранительных и правопри­менительных органов.

Современный подход к вопросам организации труда и управ­ления определяет содержание материала об организации работы в правоохранительных органах. В условиях усложнения задач пра­воохранительных органов и увеличения объема работы, сотруд­никам приходится изыскивать резервы времени за счет совершен­ствования информационных процессов, аналитической работы и планирования, за счет использования компьютерных технологий, современных средств связи и т. д. Рассматриваются также вопросы прохождения службы в правоохранительных органах.

В курсе нашли также отражение цели и задачи, стоящие перед сотрудниками правоохранительных органов в различных ведом­ствах, их полномочия. Достаточно подробно излагаются проблемы тактики и методики реализаций этих полномочий на отдельных участках правоохранительной деятельности.

Предмет курса частично совпадает с другими учебными дис­циплинами. Вместе с тем курс «Правоохранительные органы в Республике Казахстан» является самостоятельной учебной дисци­плиной. Это обусловлено, прежде всего, спецификой правоохрани­тельных органов как особого государственно-правового институ­та. Будучи специальной организованным правозащитным органом государства правоохранительные органы в Республике Казахстан действует от его имени, обеспечивая верховенство закона, един­ство законности и ее укрепление.

В государственном механизме по защите прав и законных инте­ресов личности, общества и государства важное значение приоб­ретает деятельность правоохранительных органов, которые имеют свои четко определенные задачи и функции.

Курс «Правоохранительные органы» является своего рода вводным курсом для изучения других юридических дисциплин и находится в неразрывной связи с ними. Не имея начальных представлений о том, как функционируют суд, прокуратура, ад­вокатура и другие органы, осуществляющие правоохранитель­ную и правоприменительную деятельность, сложнее понять другие юридические дисциплины и в дальнейшем уяснить сущ­ность и содержание уголовно-процессуального, гражданско-процессуального уголовно-исполнительного, финансового и других отраслей права.

Предметом изучения являются особенности формирования (создания) правоохранительных органов, принципов организации и деятельности, системы, структуры и компетенции. Организация и деятельность этих органов детально регламентирована правовы­ми нормами. Поэтому усвоение данного курса требует изучения непосредственно текста значительного объема соответствующих правовых источников, включающего в себя довольно широкий круг законов и иных нормативных правовых актов различных уровней и юридической силы.

В книге особое внимание уделено раскрытию понятий судебной власти, принципам, лежащим в основе деятельности судов респу­блики и основной формы ее реализации — правосудию, осущест­вляемому только судом. В связи с введением такой формы отправ­ления правосудия как участие присяжных заседателей 1 января 2007 года подробно освещена процедура их избрания, права и обя­занности суда присяжных. Значительное внимание уделено вопро­сам организационного построения, структуры и функционального предназначения каждого органа, осуществляющего правоохрани­тельную и правоприменительную деятельность, правовой статус их сотрудников, основные задачи и методы работы.

Как известно, 21 мая 2007 года принят Закон «О внесении из­менений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан», ко­торым провозглашены принципиально важные для страны новел­лы. В рамках данной модели на конституционном уровне придан импульс новому этапу судебно-правовой реформы, направленному на укрепление независимости судов при отправлении правосудия. Сфера применения смертной казни сокращена и ограничена исклю­чительно террористическими преступлениями, сопряженными с гибелью людей, и особо тяжкими преступлениями, совершенными в военное время, что в условиях Казахстана означает фактическую отмену смертной казни. Введено судебное санкционирование аре­ста, исключен конституционный запрет на возможность ведения прокуратурой следствия.

В целях дальнейшего определения основных направлений пра­вовой политики государства принята новая Концепция правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года, утвержденная Указом Президента Республики Казахстан от 24 ав­густа 2009 года № 858.

3 декабря 2009 года принят Закон «О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс Республики Ка­захстан по вопросам упрощенного досудебного производства». Законом от 10 декабря 2009 года «О внесении изменений и до­полнений в Уголовный, уголовно-процессуальный и Гражданский процессуальный кодексы Республики Казахстан по вопросам со­вершенствования судебной системы» установлена новая структу­ра обжалования судебных актов. В этот же день принят Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам дальнейшего совершен­ствования системы исполнения уголовных наказаний и уголовно- исполнительной системы». 11 декабря 2009 года принят Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам обеспечения квалифици­рованной юридической помощью». Проведенная реформа, таким образом, направлена на дальнейшую демократизацию институтов государства и общества.

Глава государства 29 января 2010 года, выступая на совмест­ном заседании палат Парламента с ежегодным Посланием народу Казахстана отметил, что «в деятельности правоохранительной системы должны быть смещены акценты с внутриведомственных интересов на защиту прав граждан и интересов государства. Нам предстоит обеспечить жесткий парламентский и общественный контроль, поэтому требуется усовершенствовать систему отчет­ности и оценки деятельности каждого правоохранительного орга­на. Критерием результативности должны стать не количественные показатели, а качество работы, индикатором которого будет рост доверия граждан, юридических лиц и иностранных инвесторов. Другими словами, в новом десятилетии нам нужна новая право­охранительная система, соответствующая высоким международ­ным стандартам правоохранительной службы в демократическом государстве»[1].

Используемые в настоящее время учебники «Правоохранитель­ные органы», изданные в Российской Федерации, не совсем соот­ветствуют нашим государственным обязательным стандартам об­разования, поскольку в Казахстане со времени распада Советского Союза активно проводилась судебно-правовая реформа и принято немало нормативных правовых актов, повлекших существенные изменения в структуре и функциях этих органов.

С момента издания аналогичных учебных пособий, подготов­ленных казахстанскими авторами, прошло определенное время, в течение которого произошло значительное обновление законов и правовых актов, регулирующих правоохранительную деятель­ность.

Автор не пытался акцентировать особого внимания на теорети­ческих спорах и дискуссионных проблемах, которые затрудняют правильное восприятие и усвоение обучаемыми самых необходи­мых сведений о правоохранительных органах. По мнению автора, учебники и учебные пособия должны быть изложены последова­тельно, системно, с проведением только «красной нити», с более высокой обучающей эффективностью. Информация о правоохра­нительной и правоприменительной деятельности конкретного ор­гана должна быть ограничена сутью раскрытия действующего за­конодательства.

При подготовке пособия использовались не только законы, ре­гламентирующие деятельность правоохранительных органов, но и ведомственные правовые акты, определяющие те или иные функ­ции указанных учреждений, с учетом последних изменений и до­полнений, внесенных в законодательство.

Во избежание искажения смысла законодательных норм, регла­ментирующих компетенцию правоохранительных органов, права и обязанности их сотрудников в основном приведены в том виде, как изложены в законе. В учебнике есть специальная глава, посвя­щенная правоохранительным органам зарубежных государств, где с использованием метода сравнительного правоведения рассмо­трены правоохранительные органы некоторых стран. Для более углубленного изучения настоящего курса перечислены законода­тельные и литературные источники.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: