Нормотворческая деятельность Правительства Республики Казахстан

В соответствии с пунктом 1 статьи 69 Конституции Правительство Республики Казахстан по вопросам своей компетенции издает постановления, имеющие обязательную силу на всей территории Республики. Более конкретизированная форма акта Правительства закреплена в статье 10 Конституционного закона Республики Казахстан «О Правительстве Республики Казахстан», которая устанавливает, что Правительство Республики на основе и во исполнение Конституции Республики, законов, актов Президента, иных нормативных правовых актов издает нормативные и индивидуальные постановления.

Нормативные постановления Правительства Республики, судя по его названию, имеют нормативный характер и обладают всеми признаками нормативных правовых актов и в случае соответствия нормам Конституции и законов включаются в состав действующего права Республики Казахстан (п.1 ст.4 Конституции). По правовому уровню (юридической силе) нормативные постановления Правительства являются подзаконными актами. Пункт 3 статьи 61 Конституции Республики, содержащий формулировку «Все иные отношения регулируются подзаконными актами» означает, что данная категория включает в свое содержание все соответствующие Конституции и законам Республики подзаконные акты, в том числе нормативные постановления Правительства Республики. Нормативными постановлениями Правительства может регулироваться довольно широкий круг общественных отношений, которые находятся за пределами законодательного регулирования.

Индивидуальные постановления Правительства являются актами применения норм права или правоприменительными актами и распространяют свое действие на конкретный случай (случаи) и на определенное лицо или определенных лиц.

Постановления Правительства принимаются большинством голосов от общего числа членов Правительства. Постановления Правительства подписываются Премьер-Министром Республики. Постановления Правительства могут быть отменены Президентом и Правительством Республики (ст.10 Конституционного закона «О Правительстве Республики Казахстан»).

Следует отметить, что нормотворческая деятельность Правительства Республики не ограничивается принятием нормативных и индивидуальных постановлений. Категория «нормотворчество» предполагает не только принятие нормативных актов, но и подготовку проектов нормативных актов, даже если данные акты не будут приниматься (издаваться) органом, подготовившим проект акта. Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 61 Конституции Республики Правительству принадлежит право законодательной инициативы. Поэтому нормотворческая деятельность Правительства охватывает стадию подготовки проектов законов, которые вносятся в Мажилис Парламента, и после того, когда будут пройдены все соответствующие стадии законотворческого процесса, проекты законов становятся законами и после их подписания Президентом Республики вступают в силу. Тем самым, путем подготовки законопроектов Правительство заранее в той или иной степени предопределяет содержание норм законов Республики Казахстан и участвует в законотворческом процессе, например, как субъект права законодательной инициативы.

Кроме того, на содержание норм законов Правительство Республики может воздействовать путем дачи положительного заключения на проекты законов, предусматривающие сокращение государственных доходов или увеличение государственных расходов (п.6 ст.61 Конституции).

Премьер-Министр Республики издает распоряжения. Распоряжения Премьер-Минстра издаются по вопросам административно-распорядительного, оперативного и индивидуального характера. Распоряжения Премьер-Минстра Республики, принятые в пределах его компетенции, имеют обязательную силу на всей территории Республики. Распоряжения Премьер-Министра могут быть отменены Президентом, Правительством и Премьер-Министром Республики (ст.10 Конституционного закона «О Правительстве Республики Казахстан»).

Схемы

Конституционно-правовой статус Правительства Республики Казахстан
Правительство осуществляет исполнительную власть Республики Казахстан, возглавляет систему исполнительных органов и осуществляет руководство их деятельностью
Правительство является коллегиальным органом и во всей своей деятельности ответственно перед Президентом Республики, а в случаях, предусмотренных Конституцией, - перед Мажилисом Парламента и Парламентом
Члены Правительства подотчетны Палатам Парламента в случае, предусмотренном подпунктом 6) статьи 57 Конституции
Конституционные полномочия Правительства Республики Казахстан разрабатывает основные направления социально-экономической политики государства, его обороноспособности, безопасности, обеспечения общественного порядка и организует их осуществление
представляет Парламенту республиканский бюджет и отчет о его исполнении, обеспечивает исполнение бюджета
вносит в Мажилис проекты законов и обеспечивает исполнение законов
организует управление государственной собственностью
вырабатывает меры по проведению внешней политики Республики
руководит деятельностью министерств, государственных комитетов, иных центральных и местных исполнительных органов
отменяет или приостанавливает полностью или в части действие актов министерств, государственных комитетов, иных центральных и местных исполнительных органов Республики
назначает на должность и освобождает от должности руководителей центральных исполнительных органов, не входящих в состав Правительства
выполняет иные функции, возложенные на него Конституцией, законами и актами Президента
Конституционные полномочия Премьер-Министра Республики Казахстан организует и руководит деятельностью Правительства, персонально отвечает за его работу
подписывает постановления Правительства
докладывает Президенту об основных направлениях деятельности Правительства и о всех его важнейших решениях
выполняет другие функции, связанные с организацией и руководством деятельностью Правительства
Формы актов Правительства и Премьер-Министра Республики Казахстан в соответствии с Конституцией Республики
Правительство по вопросам своей компетенции издает постановления
Премьер-Министр издает распоряжения

Вопросы для самоконтроля:

1. Назовите нормативно-правовые акты, определяющие правовое положение Правительства Республики Казахстан.

2. Назовите порядок формирования Правительства Республики Казахстан.

3. Назовите компетенцию Правительства Республики Казахстан.

4. Назовите акты Правительства и Премьер-Министра и их юридическую силу.

5. В каких случаях Правительство Республики заявляет о своей отставке и перед кем?

6. Каковы правовые последствия заявленного Правительством Республики своей отставки?

7. В каких случаях прекращаются полномочия Правительства Республики Казахстан?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: