Правовой статус местных исполнительных органов Республики Казахстан

Местные исполнительные органы входят в единую систему исполнительных органов Республики Казахстан, обеспечивают проведение общегосударственной политики исполнительной власти в сочетании с интересами и потребностями развития соответствующей территории (п.1 ст.87 Конституции).

В отличие от местных представительных органов – маслихатов, которых в полном объеме мы не можем отнести ни к одной из ветвей власти, т.к., скажем, законодательная ветвь власти в Республике Казахстан не имеет единой системы законодательных органов, местные исполнительные органы являются звеньями единой системы исполнительных органов, возглавляемое Правительством Республики. Кроме того, так же, как и в отношении маслихатов, Конституция Республики Казахстан не устанавливает исчерпывающего объема полномочий местных исполнительных органов. На это указывает подпункт 4 пункта 2 статьи 87 Конституции формулировкой «осуществление в интересах местного государственного управления иных полномочий, возлагаемых на местные исполнительные органы законодательством Республики». Тем самым, законодательные акты Республики Казахстан могут устанавливать дополнительную компетенцию местных исполнительных органов, не указанную непосредственно в нормах Конституции Республики. Эти законодательные акты, которые подвержены более частым изменениям и дополнениям, чем нормы Конституции, не должны противоречить Конституции Республики. Также, как и в вопросах правового положения маслихатов, в отношении местных исполнительных органов Конституция Республики Казахстан в пункте 6 статьи 87 закрепляет, что компетенция местных исполнительных органов, организация и порядок их деятельности устанавливаются законом. В настоящее время таким законом является тот же Закон, который устанавливает компетенцию маслихатов, порядок их организации и деятельности, правовое положение их депутатов, т.е. Закон Республики Казахстан от 23 января 2001 года «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан».

В соответствии с пунктом 2 статьи 87 Конституции Республики к ведению местных исполнительных органов относится:

1) разработка планов, экономических и социальных программ развития территории, местного бюджета и обеспечение их исполнения;

2) управление коммунальной собственностью;

3) назначение на должность и освобождение от должности руководителей местных исполнительных органов, решение иных вопросов, связанных с организацией работы местных исполнительных органов;

4) осуществление в интересах местного государственного управления иных полномочий, возлагаемых на местные исполнительные органы законодательством Республики.

Местный исполнительный орган возглавляет аким соответствующей административно-территориальной единицы, являющейся представителем Президента и Правительства Республики (п.3 ст.87). Следует отметить, что не только акимы областей, городов республиканского значения и столицы Республики являются представителями Президента и Правительства Республики, но и акимы районов, городов областного значения, хотя последние прямо не назначаются Президентом Республики.

Пункт 4 статьи 87 Конституции Республики Казахстан устанавливает, что акимы областей, городов республиканского значения и столицы назначаются на должность Президентом Республики с согласия маслихатов соответственно областей, городов республиканского значения и столицы. Акимы иных административно-территориальных единиц назначаются или избираются на должность в порядке, определяемом Президентом Республики Казахстан. Президент Республики вправе по своему усмотрению освобождать акимов от должностей. Тем самым, Конституция Республики допускает выборность акимов административно-территориальных единиц ниже областного, городов республиканского значения и столицы звена. Особенность их статуса рассмотрим в следующем вопросе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: