Государственное регулирование цен

Государство осуществляет регулирование двумя способами:

1. Фиксация цен: установление верхней и нижней границы цен;

2. Налоговое регулирование, установление дотаций

Тема 3.2: Рынок, как регулятор производства товаров.

Вопросы:

1.Модели современного рынка

2.Антимонопольная политика

1) Существует четыре модели современного рынка:

1. Чистая конкуренция – имеет место там, где действует множество независимых производителей однородной продукции. В этих условиях доля каждого в общем выпуске мала и не может влиять на совокупное предложение и рыночную цену из-за одинаковости товаров.

2. Чистая монополия – характеризуется единственным производителем данного продукта, влиянием на цены и невозможностью проникновения других фирм в данную отрасль.

Признаки монополии:

¨ высокая доля в производстве (более 35%);

¨ доминирование на рынке;

¨ контроль над ценами (либо завышение, либо занижение).

Можно выделить два основных вида монополии:

1.Естественная – возникает и существует по объективным причинам. Сюда относятся: отрасли, где экономически оправдано крупномасштабное производство, единые хозяйственные комплексы, при добыче редких ископаемых и производстве редких продуктов;

2.Искусственная – специально созданная путем концентрации производства. Существуют следующие монополистические союзы:

1) картель (документ) действует на основании соглашения о разделе рынка, уровня цен и производственных квотах;

2) синдикат (действовать сообща) договариваются о совместном сбыте продукции и закупках сырья, а также о квотах и ценах;

3) трест (доверие) объединение предприятий под единым управлением;

4) концерн – (фирма) крупный многоотраслевой экономический комплекс, включающий торговые, банковские и другие предприятия, объединенные вокруг холдинга.

3.Монополистическая конкуренция – монополия и конкуренция характеризуется большим количеством производителей, похожей, но неодинаковой продукцией сопровождающейся ценой и неценовой конкуренцией.

4.Олигополия – характерна для таких отраслей, на каждой из которых господствует несколько крупных фирм. Каждая из этих фирм обладает большим рыночным весом и может влиять на цену.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: