Государство осуществляет регулирование двумя способами:
1. Фиксация цен: установление верхней и нижней границы цен;
2. Налоговое регулирование, установление дотаций
Тема 3.2: Рынок, как регулятор производства товаров.
Вопросы:
1.Модели современного рынка
2.Антимонопольная политика
1) Существует четыре модели современного рынка:
1. Чистая конкуренция – имеет место там, где действует множество независимых производителей однородной продукции. В этих условиях доля каждого в общем выпуске мала и не может влиять на совокупное предложение и рыночную цену из-за одинаковости товаров.
2. Чистая монополия – характеризуется единственным производителем данного продукта, влиянием на цены и невозможностью проникновения других фирм в данную отрасль.
Признаки монополии:
¨ высокая доля в производстве (более 35%);
¨ доминирование на рынке;
¨ контроль над ценами (либо завышение, либо занижение).
Можно выделить два основных вида монополии:
1.Естественная – возникает и существует по объективным причинам. Сюда относятся: отрасли, где экономически оправдано крупномасштабное производство, единые хозяйственные комплексы, при добыче редких ископаемых и производстве редких продуктов;
|
|
2.Искусственная – специально созданная путем концентрации производства. Существуют следующие монополистические союзы:
1) картель (документ) действует на основании соглашения о разделе рынка, уровня цен и производственных квотах;
2) синдикат (действовать сообща) договариваются о совместном сбыте продукции и закупках сырья, а также о квотах и ценах;
3) трест (доверие) объединение предприятий под единым управлением;
4) концерн – (фирма) крупный многоотраслевой экономический комплекс, включающий торговые, банковские и другие предприятия, объединенные вокруг холдинга.
3.Монополистическая конкуренция – монополия и конкуренция характеризуется большим количеством производителей, похожей, но неодинаковой продукцией сопровождающейся ценой и неценовой конкуренцией.
4.Олигополия – характерна для таких отраслей, на каждой из которых господствует несколько крупных фирм. Каждая из этих фирм обладает большим рыночным весом и может влиять на цену.