Разнообразие стратегий, применяемых в СУ, весьма затрудняет их классификацию. Среди классификационных признаков наиболее существенны следующие:
- уровень принятия решений;
- базовая концепция достижения конкурентных преимуществ;
- стадия жизненного цикла отрасли;
- относительная сила отраслевой позиции предприятия;
- степень «агрессивности» поведения предприятия в конкурентной борьбе.
Усложняющим фактором классификации является то, что большинство стратегий не могут быть однозначно определены по одному из признаков.
Предлагается классифицировать все стратегии по трем признакам (рисунок 1.3):
- принадлежность к пяти основополагающим стратегиям достижения конкурентных преимуществ (глобальные стратегии);
- принадлежность к стратегиям управления портфелем сферы бизнеса (портфельные стратегии);
- принадлежность к стратегиям, применяемым в зависимости от внешних и внутренних условий (функциональные), при этом стратегии 3.1-3.6, применяются в зависимости от внешних условий; стратегии 3.7-3.11 применяются в зависимости от внутренних условий.
Стратегии конкуренции | ||
1. Глобальные | 2. Корпоративные | 3. Функциональные |
1.1. Стратегия минимизации издержек | 2.1. Стратегия связанной диверсификации | 3.1. Наступательные и оборонительные стратегии |
1.2. Стратегия фокусирования | 2.2. Стратегия несвязанной диверсификации | 3.2. Стратегии вертикальной интеграции |
1.3. Стратегия дифференциации | 2.3. Стратегия откачки капитала и ликвидации | 3.3. Стратегии для отраслевых лидеров |
1.4. Стратегия инноваций | 2.4. Стратегия изменения курса, реструктуризации, выживания | 3.4. Стратегии для рядовых отраслевых предприятий |
1.5. Стратегия быстрого реагирования | 2.5. Стратегия международной диверсификации | 3.5. Стратегии для слабых предприятий в состоянии кризиса |
3.6. Стратегия конкуренции на различных этапах жизненного цикла отрасли | ||
3.7. Финансовая стратегия | ||
3.8. Маркетинговая стратегия | ||
3.9. Стратегия НИОКР и подготовки производства | ||
3.10. Производственная стратегия | ||
Рисунок 1.3 | 3.11. Инвестиционная стратегия |