В зависимости от возможности продавцов влиять на цену рабочей силы конкуренцию различают двух видов:
1) совершенную;
2) несовершенную.
Совершенная конкуренция возникает, когда на рынке множество продавцов, ни один из которых не в состоянии оказывать влияние на изменение цены рабочей силы. Они принимают уже сложившуюся цену на рабочую силу. Продавцы определяют только объем продаваемой рабочей силы. Это проявляется в условиях монопсонии (один покупатель рабочей силы и много продавцов ее), когда покупатель диктует цену труда в сторону ее понижения, если работникам больше некуда трудоустроиться. Примером монопсониста может быть крупная фирма в небольшом населенном пункте.
Несовершенная конкуренция встречается гораздо чаще и проявляется, когда на рынке действует несколько продавцов, способных изменять цену и объем рабочей силы. Примерами несовершенной конкуренции являются рынки монополии, монополистической конкуренции и олигополии. В условиях монополии (один продавец рабочей силы и много покупателей) монополист может поднять цену рабочей силы выше равновесной, сокращая предложение труда. Например, монополистом может быть сильный профсоюз. При повышении зарплаты работодатель вынужден часть рабочих уволить.






