ИСО серии 9000

В ряде стран национальные стандарты по управлению качеством существуют уже с середины 70-х годов. Прежде всего, они разрабатывались и применялись в целях обеспечения качества на этапах проектирования и производства в важнейших отраслях промышленности: ядерной энергетике, авиации, космонавтике, производстве военной техники.

С целью устранения различий и гармонизации требований на международном уровне, разработки единообразного подхода к решению вопросов управления качеством в составе Международной организации по стандартизации (ИСО) был создан технический комитет ИСО/ТК 176 «Управление качеством и обеспечение качества», в задачу которого входила стандартизация основополагающих принципов системы качества.

Опираясь на национальный опыт в области стандартизации и применения систем обеспечения качества, ИСО/ТК 176 разработал и в 1987 году опубликовал первые пять стандартов МС ИСО серии 9000 и трехязычный словарь терминов и определений в области качества - МС ИСО 8402. Разработанные стандарты вобрали в себя все наиболее рациональное из того, что накоплено в этой области знаний и практической деятельности. Эти стандарты не только устранили технические барьеры в сотрудничестве, установили унифицированные подходы, но и послужили ценным источником мирового опыта, готовых управленческих решений. Они стали практическим руководством для создания систем качества на предприятиях.

В 1994 году стандарты ИСО серии 9000 были пересмотрены, однако сохранилась прежняя основа, в том числе цели и способы их достижения. Число стандартов было доведено до 25 (некоторым новым стандартам присвоили номера, начиная с 10000). В 2000 году Международной организацией по стандартизации приняты новые стандарты ИСО серии 9000. В связи с тем, что требования к системам менеджмента качества по МС ИСО 9001-2000 существенно отличаются от требований МС ИСО 9001-1994, ею установлен трехлетний период на переход от систем качества к новым системам менеджмента качества. В этот период допускается сертификация систем качества и по стандартам 1994 года.

При разработке стандартов учитывался опыт практического использования стандартов ИСО серии 9000-1994. В частности, было сокращено количество стандартов.

В версии 2001 г. в РФ приняты следующие стандарты ИСО:

ГОСТ Р ИСО 9000-2001. «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь»;

ГОСТ Р ИСО 9001-2001. «Системы менеджмента качества. Требования»;

ГОСТ Р 9004-2001. «Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности».

В версии 2008 г. в РФ приняты следующие стандарты ИСО:

ГОСТ Р ИСО 9000-2008. Система менеджмента качества. Основные положения и словарь.

ГОСТ Р ИСО 9001-2008 – Система менеджмента качества. Требования.

Во многих странах существенное значение приобрела добровольная сертификация систем качества предприятий на соответствие требованиям международных стандартов серии ИСО 9000. Международной организацией по стандартизации ИСО утверждена серия 9000 международных стандартов, устанавливающих требования к систе мам обеспечения качества. Стандарты серии 9000, принятые многими странами, оказали большое влияние на обеспечение качества и постоянно совершенствуются, в настоящее времянормативная база системы менеджмента качества включает следующие стандарты:

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ГОСТ ISO 9000-2011. Система менеджмента качества. Основные положения и словарь.

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ ГОСТ ISO 9001-2011. Система менеджмента качества. Требования

ГОСТ Р ИСО 9004-2010. Национальный стандарт РФ. Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации. Подход на основе менеджмента качества.

Национальный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО19011-2012. РУКОВОДЯЩИЕ УКАЗАНИЯ ПО АУДИТУ СИСТЕМ МЕНЕДЖМЕНТА. Guidelinesforauditingmanagementsystems.

Национальный стандарт РФ ГОСТР 40.003—2008. Система сертификации ГОСТ Р. Регистр систем качества Порядок сертификации систем менеджмента качества на соответствие ГОСТ Р ИСО 9001—2008 (ИСО 9001:2008)

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение «Система менеджмента качества».

2. Что такое качество?

3. Дайте определение «Высшее руководство».

4. Объясните термин «валидация» и «верификация».

5. Перечислите нормативную базу системы менеджмента качества.

Литература:

1.. Крылова Г.Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии. М.:Юнити-Дана, 2009. – 256с.

2. Сергеев А.Г. Метрология, стандартизация и сертификация: учебник/ А.Г. Сергеев, В.В. Терегеря. – М.: Юрайт, 2010. – 820 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: