Сегментация туристического рынка - разбивка рынка на четкие группы покупателей, для каждого из которых могут потребоваться отдельные товары или комплексы маркетинга.
Туристическая индустрия представляет собой целый межотраслевой комплекс, а рынок туристических услуг и товаров имей сложную структуру и свойственные только ему экономические показатели.
Ф. Котлер рассматривает сегментирование рынка только применительно к спросу. В. Фрейер употребляет термин не "разграничение" рынков, которое "в теории и практике происходит, прежде всего, на основе пространственного и временного аспектов, а также в зависимости от специфики производимого продукта"
Сегментирование рынка предполагает выявление составляющих компонентов, как в спросе, так и в предложении. В этом отношении следует различать сегменты рынки и субрынки.
Критерии сегментации:
· географические;
· социо-демографические;
· психолого-поведенческие.
Сегментирование по географическим параметрам предполагает разделение спроса на различные географические единицы в зависимости:
от страны постоянного проживания туриста - на внутренний, въездной и выездной туризм;
От географической цели туристической поездки - по частям света, странам, регионам, кантонам, городам.
Социо-демографические критерии (характеристика туриста):
1. Возраст;
2. Пол;
3. Профессия туриста;
4. Профессия главы семьи;
5. Величина населенного пункта, где постоянно проживают туристы;
6. Количество членов семьи, сопровождающих туриста;
7. Тип семьи;
8. Национальность;
9. Религиозные убеждения;
10. Наличие или отсутствие и семье личных транспортных средств;
11. Доход семьи;
Доход на одного члена семьи.
Психолого-поведенческие критерии (характеристика туристского поведении):
1. Мотив поездки;
2. Тип туриста (психологический портрет);
3. Сезонность;
4. Организация поездки (туроператор);
5. Форма поездки;
6. Используемые транспортные средства;
7. Используемые средства размещения;
8. Удаленность турцели;
9. Длительность поездки;
10. Источники финансирования поездки;
Консультанты и посредники в принятии решения о совершении турпоездки.