Международно-правовое регулирование торговой, финансовой и инвестиционной деятельности

Международное торговое право

Торговые договоры за­ключаются на двусторонней основе и устанавливают общую правовую основу торговли между договаривающимися государствами. Именуются они по-разному: договор о дружбе, торговле и мореплавании, договор о торговле и навигации, договор о торговле и экономическом сотрудни­честве и др. Как правило, они заключаются на длительный срок или бес­срочно. В развитие торговых договоров, а иногда вместо них заключаются межправительственные соглашения о торговле и экономическом сотруд­ничестве. Соглашения о товарообороте устанавливают контингента товаров, которые составляют товарооборот между договаривающимися государст­вами на двусторонней основе. Как правило, они заключаются на корот­кие сроки (6—12 месяцев). При большем сроке действия договариваю­щиеся стороны ежегодно подписывают дополнительные протоколы о взаимных поставках товаров. Основное содержание — обязательства государств обеспечивать беспрепятственную выдачу лицензий на ввоз и вывоз в пределах согласованных контингентов товаров. Иногда они определяют порядок расчетов не только по товарообороту, но и по до­полнительным расходам, связанным с транспортировкой, страхованием и пр. (соглашения о товарообороте и платежах). Основным универсальным актом в области торговли стало Генеральное соглашение о тарифах и торговле. (ГАТТ). Оно легло в основу многостороннего регулирования торговли и в основу международного торгового права. Международные товарные соглашения также являются многосторонними соглашениями в области торговли. Они заключаются между стра­нами импортерами и экспортерами минерального и сельскохозяйственного сырья на определенный срок, чаще всего на пять лет, а затем пересматриваются. Центральное место в сис­теме международного торгового права занимает Всемирная торговая орга­низация (ВТО). ВТО имеет широкую сферу деятельности. ВТО обладает развитой организационной структурой. Даже самое общее описание основных сфер деятельности ВТО дает представление о сложности стоящих перед ней задач и значении их для мировой экономики. Участники контролируют более 90% мировой торгов­ли. Переговоры о вступлении в нес России ведутся уже немало лет. Изучение деятельности международных торговых организаций пока­зывает, что при их помощи создаются целые комплексы норм, регулирующих торговые связи. Нередко их соответственно и называют «право ВТО», «право ЮНКТАД». Помимо правовых норм договорного проис­хождения эти комплексы включают и неправовые нормы, создаваемые резолюциями организаций. Будучи создан­ным на национальной основе, право государств мало приспособлено к требованиям международной торговли. Все это создает препятствия на пути развития международной торговли.

Основным средством решения этих проблем является унификация национального права, под которой понимается создание при помощи международных договоров единообразных норм, предназначенных для восприятия национальным правом и обеспечивающих преодоление различий в регулировании международных торговых связей. Унификация — многоплановый процесс. Она происходит на универсальном и локальном, включая двусторонний, уровнях, касается норм общего и специального характера. В нем участвуют и государства.

Международное финансовое право

Международное финансовое право — совокупность международ­но-правовых принципов и норм, регулирующих межгосударственные валютно-финансовые отношения. Валютно-финансовые отношения всегда сопутствуют иным видам международного экономического сотрудничества (торговому, промышленному, научно-техническому, инвестиционному, таможенному, транспортному и т. д.). Но они могут существовать и самостоятельно. Основное регули­рование валютно-финансовых отношений между государствами осуще­ствляется двусторонними договорами. Нормы, относящиеся к этой сфе­ре, содержатся в общих договорах по торговому или экономическому со­трудничеству. Правовой режим, устанавливаемый торговыми договорами для всего комплекса торговых отношений сторон, распро­страняется и на валютно-финансовую деятельность. Соглашения о тор­гово-экономическом, промышленном и научно-техническом сотрудни­честве решают вопросы, связанные с финансированием совместных проектов, с долгосрочным кредитованием при строительстве крупных объектов, с оплатой импорта оборудования и т. д. Широкий круг валют-но-финансовых вопросов решается соглашениями о товарообороте и платежах. Клиринговые соглашения определяют порядок взаимных расчетов пу­тем зачета встречных требований и обязательств, возникающих во внешнеэкономической сфере, без перевода иностранной валюты. Ино­гда соглашения предусматривают перевод в конкретной валюте остатков, образовавшихся на счетах после взаимного зачета требований. Такие со­глашения называют расчетно-клиринговыми. Международные финансовые организации являются важным зве­ном механизма осуществления межгосударственного сотрудничества. Как и в других подотраслях международного экономического права, в регулировании международных финансовых отношений возрастающую роль играют уставы этих организаций, заключаемые в их рамках соглашения, а также такие неправовые акты, как резолюции организаций. Международный валютный фонд (МВФ) занимает центральное положение в системе международных валютно-финансовых организаций. Главная цель МВФ состоит в том, чтобы координировать валютно-финансовую политику государств и предоставлять займы для поддержания их платежных балансов и валютных курсов. Всемирный банк представляет собой сложное международное образо­вание, связанное с ООН. В его систему входят четыре автономных учреждения, подчиненных президенту Всемирного банка: Международный банкреконструкции и развития (МБРР), Международная финансовая корпорация (МФК), Международная ассоциация развития (MAP), Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций (МАГИ). Общая цель этих учреждений: содействие экономическому и социальному развитию менее развитых членов ООН путем оказания финансовой и консультативной помощи и содействия в подготовке кадров. В рамках этой общей цели каждое учреждение осуществляет свои цели. Международное право выступает в качестве инструмента унификации и тем самым формирования национальных норм, предназначенных для регулирования валютно-финансовых отношений физических и юридических лиц. Наиболее важную роль в этой области играют Женевские конвенции об унификации права, относящегося к векселям, и Женевские конвенции об унификации права, относящегося к чекам. Прямое отношение к финансовым вопросам имеют и Оттавские конвенции о международном финансовом лизинге и о международном факторинге. Обе они посвящены коммерческому финансированию, т. е. финансовому обеспечению частноправовых контрактов. Международные денежные расчеты издавна осуществляются в соот­ветствии с правилами, складывающимися в банковской практике. Унификация таких правил осуществляется на неправительственном уровне.

Международное инвестиционное право

Международное инвестиционное право — система принципов и норм, регулирующих отношения между государствами по поводу капиталовложений. Основной принцип сформулирован в Хартии экономических прав и обязанностей государств: каждое государство имеет право регулировать и контролировать иностранные инвестиции в пределах действия своей национальной юрисдикции согласно своим законам и постановлениям и в соответствии со своими национальными целями и первоочередными задачами. Ни одно государство не должно принуждаться к предоставлению льготного режима иностранным инвестициям. Межгосударственные инвестиционные отношения регулируются главным образом двусторонними договорами. Они могут называться по-разному: соглашение о поощрении и взаимной защите капиталовло­жений, соглашение о содействии осуществлению и взаимной защите капиталовложений и пр. В содержании всех двусторонних инвестиционных договоров можно выделить общий круг вопросов: установление правового режима ино­странным инвесторам; система гарантий, предоставляемых принимающим государством; порядок рассмотрения споров между ино­странным инвестором и принимающим государством. Одним из важных вопросов, решаемых международными инвестиционными договорами, является вопрос о национализации иностранных инвестиций. Право государства национализировать иностранную собственность признано международным правом. Однако его осуществление обусловлено рядом специальных требований: во-первых, национализация не может быть произвольной, она может быть осуществлена в ис­ключительных случаях, в общественных интересах и на основе закона; во-вторых, она должна сопровождаться выплатой «быстрой, эффектив­ной и адекватной» компенсации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: