Модели менеджмента – это представление самых общих характеристик менеджмента, его идеологии и технологии с учетом национальной культуры (т.е. системы семьи, образования, экономики, политики, религии, законодательства).
Модель Г. Хофстеда (дистанция власти, индивидуализм, коллективизм, мужественность и женственность, стремление избежать неопределенности).
Дистанция власти – степень неравенства между людьми. Индивидуализм – действия с позиций «Я», «самореализация» и т.д.
Коллективизм – уважение к группе, идеология «Мы».
Мужественность (женственность) – настойчивость (или «нежность»), цель на успех, конкуренцию (или на защиту слабых, удобства).
Избежание неопределенности (т.е. проблем) или восприятие ее как объективной реальности при движении к цели.
Модель Лэйн и Дистефано.
1. Отношение человека к природе (подчинение, гармония, господство над ней).
2. Ориентация во времени (жить прошлым, настоящим или будущим).
3. Вера о природе человека (изменить его а) нельзя; б) можно).
|
|
4. Ориентация на деятельность (а) получить удовлетворение от работы; б) важен сам процесс; в) важен результат).
5. Отношения между людьми (на основе иерархии; на основе групповых связей; на основе индивидуальных связей).
6. Ориентация вы пространстве (как частичка общества; смесь индивидуализма и системы (общества); как индивид (частное лицо)).
Модель Оуги (модель Z) (соединение американской и японской моделей):
- обязательства по отношению к работникам (сохранение уровня оплаты труда и рабочего места);
- оценка выполнения работы;
- планирование карьеры;
- системы контроля;
- технология принятия решений;
- уровень ответственности; интерес к человеку.