Этапы развития менеджмента

Эволюция менеджмента – представление об изменениях, их направленности и закономерностях развития менеджмента. Эволюция менеджмента – смена идей, парадигм, технологий, принципов, функций, методов в управлении, адекватно отражающих уровень развития человека и общества, культуру организации и обеспечивающих эффективность менеджмента с учетом конкретных условий его применения.

Управленческая мысль XX века делает упор на менеджмент как науку (Ф.У. Тэйлор в 1911 году опубликовал книгу «Основы научного менеджмента», последователи: Гилбрет, Гант и др.). Главная идея – рационализация труда и производства плюс материальная заинтересованность ведут к росту производительности, эффективности. Наука – это законы, объективное знание (теория), базирующиеся на эксперименте и подтверждаемые опытом. Основа науки – возможность изучить, объективно измерить изучаемые явления. Менеджмент – научная дисциплина (например, НОТ – научная организация труда). Вместе с тем руководители-практики знают, что можно рационально (разумно, научно) спроектировать работу, но не всегда (по науке) удается заставить работника точно и неуклонно (как машину) выполнить предписание.

Нет счетчика в сознании человека для объективного измерения своей реакции на предложенный метод работы. Существует масса психологических и социальных (групповых) факторов, влияющих на поведение человека, на организацию и не поддающихся измерению (внутренних и внешних факторов). Следовательно, менеджмент – это не только наука, но и искусство, творческий поиск наиболее эффективных способов руководства.

Теория управления и результаты научных исследований – это не абсолютная истина, а инструмент, помогающий понять сложный мир организации, снизить риск принятия неоптимальных решений. Именно на этих постулатах строится практика эффективного управления, учитывающая психологию личности, культуру организации, ситуацию и предъявляющая особые требования к менеджеру как руководителю и лидеру.

История менеджмента делится на 2 этапа: эмпирический (опытный – с неолитической общины до начала XX века) и современный (научный – с Ф.У. Тэйлора – «отца научного менеджмента). Эмпирический менеджмент – этап накопления знаний. С начала XX века – этап их обобщения и трансформации в теорию, т.е. научное знание и инструментарий практического управления (технологию).

Характерным примером эволюции менеджмента является смена принципов управления (см. таблицу 1), впервые сформулированных А.Файолем и адаптированных к современным организациям бизнеса. Характеристика этапов и направлений в эволюции менеджмента представлена в таблице 3.

Таблица 3 – Вклад в современную науку управления различных школ и научных направлений

Научное направление (школа) Ключевые концепции Основные идеи, используемые современным менеджером
1. 2. 3.
1. Научное управление (1885-1920) Ф.У. Тейлор; Ф. и Л. Гилбреты; Г. Гант; Г.Эмерсон; Г. Форд (старший) 1. Менеджмент – это научное управление (наблюдения, замеры, логика, анализ) 2. Эффективность производства – результат научной организации труда, специализации, рационализации, трудовых операций, интенсификации труда. 3. Технология организации – база трех элементов социотехнической системы: средств труда, предметов труда и живого труда, оптимально взаимосвязанных в едином производственном процессе. 4. Рабочий – элемент производственного процесса. 5. Ключ высокой производительности – материальный интерес (концепция экономического человека) 1. Менеджмент – наука (объективное знание), кумулятивно производящее новую информацию для эффективного управления. 2. Анализ, синтез, логика – инструментарии оптимизации управленческого процесса. 3. Технология организации – базовый элемент профессиональной культуры менеджмента; это способ организации и воспроизводства деятельности; совокупность знаний, умений и навыков в сфере науки, экономики (финансов) и социальных отношений.
2. Административная (классическая) школа (1900-1950) А. Файоль М. Вебер 1. Администрирование – это наука; управленцы – особая категория специально обученных людей. 2. Универсальность принципов функционирования и развития организации, гарантирующих высокую эффективность при любом типе решения задач. 3. Управление – серия непрерывных взаимосвязанных действий (предвидение; организация; распорядительство; координирование; контроль). 4. Бюрократия – рациональная власть в организации 1.Наличие общих законов возникновения и развития организаций (целеполагание, выживаемость, адаптивность). 2.Процессный подход к управлению (логическое построение функций управления). 3.Управление – особый вид деятельности. Качество управленческого ядра – ключевой фактор успеха организации.
3. Школа человеческих (межличностных) отношений (гуманистическое направление) (1930-1950). М.П. Фоллет Э.Мэйо (Хоторнские эксперименты) А. Маслоу (лестница потребностей) 1. Менеджмент – способ выполнения работы руками других людей. 2. Человек – главный объект внимания управления. 3. НОТ и хорошая заработная плата не всегда ведут к росту производительности. 4. Мотивом деятельности являются, в основном, не экономические силы, а различные потребности людей. 5. Межличностные отношения в группе – существенный фактор производительности и раскрытия творческих способностей работников. 6. Гармония (сбалансированность) труда и капитала – самостоятельный микроэкономический фактор производственного роста. 1. Менеджмент – это процесс достижения целей с помощью других лиц. 2. Человеческие ресурсы – ключевой элемент эффективности организации. 3. Потребности персонала – в фокусе внимания менеджеров. 4. Рабочие задания – главный способ раскрыть потенциал и обеспечить самореализацию работника. 5. Организационные достижения – это отражение качества рабочей жизни сотрудников. 6. Основные инструменты современного менеджмента в управлении кадрами: - коммуникации; - групповая динамика; - мотивационная «палитра» сотрудников; - лидерство; - организация рабочих команд с коллективной ответственностью.
4. Школа поведенческих наук (развитие гуманистического направления) (1950 – 1980) Д. МакГрегор (теория “X”; теория “Y”) Р. Блэйк, Д. Моутон (“Управленческая решетка”) 1. Организации, более полно использующие природную трудовую активность, умственные способности и творческое воображение работников, извлекают существенные дополнительные преимущества. 2. Формирование и поддержание высокопроизводительных рабочих коллективов – результат рационального выбора стиля руководства. 1. Отношение к членам организации как к рациональным, ответственным субъектам деятельности, способным к самоконтролю и самомотивации. 2. Качество исполнения рабочих заданий достигается высоким вовлечением сотрудников, доверием, уважением, лидерством
5. Наука управления (количественный подход) (1950-1988) Н. Виннер Л. Канторович 1. Применение математики, статистики, точных инженерных наук (теория исследования операций) 2. Экономико-математическое моделирование. 1. Доминирование концепции количественных измерений в экономическом анализе бизнес-процессов. 2. Использование количественных моделей, методов и критериев при принятии управленческих решений.
6. Системный подход (1960-1990) 1. Все есть система. 2. Эффективность управления – результирующая целостная система. 3. Система обладает новыми качествами и функциями, не присущими составляющим ее элементам. 4. Каждый из элементов целостной системы взаимозависим, вносит свой вклад в характеристику целого. 5. Система обладает синергетическим эффектом (целое больше суммы отдельных его частей). 1.Организация – сложная система, ориентированная на достижение нескольких взаимосвязанных целей. 2.Эффективная организация та, у которой количество и качество на выходе выше, чем количество и качество на входе. 3.Цели, стратегии, технологии, коммуникации, адаптация к внешней среде – ключевые факторы успеха организации.
7. Ситуационный (кейсовый) подход (1965-1995) Ситуационное мышление и оперативное принятие оптимального решения в нестандартных ситуациях – атрибуты современного менеджмента. 1.Концентрация внимания на значимых (контекстуальных) переменных ситуациях и их анализ. 2.Выбор адекватного ситуации поведения (пересмотр принципов функционирования, отход от данных закономерностей развития (структурные изменения), изменение типа управления и стиля руководства). 3.Ключевая задача – наработка потенциала (научение) для сохранения бизнеса и повышения его устойчивости в условиях организационно-экономических флюктуаций и стратегических перемен.
8. Стратегический менеджмент; инновации; лидерство; корпоративная культура (1980-2000) Н. Ансоф П. Друкер Г. Саймон Ч. Бернард Т. Питерс Р. Уотермен У. Оуги Г. Хофстед 1.Современный менеджмент – сложный и динамичный процесс стратегического управления ресурсами в условиях неопределенности и риска. 2.Изменения и инновации – основной формат жизнедеятельности организации высоких достижений. 3.Лидерство – доминирующий способ руководства персоналом конкурентоспособных бизнес-структур 1.Доминирует установка: «Атакующие выигрывают». 2.Осознана целевая задача стратегического менеджмента – создавать потенциал завтрашнего дня сегодня. 3.Деловая культура организации есть производная от особенностей национальной культуры и степени ее адаптации к мировому опыту. 4.Базовые представления о природе человека, смысле и формах жизнедеятельности, социальной реальности, взаимоотношениях с внешней средой, природе человеческих взаимоотношений – основы культурной парадигмы организации.
9. Современный менеджмент (1990е-2000е) - комплексное управление качеством (TQM) - - вовлечение работников; - идентификация потребностей и ожиданий клиентов; - контрольные сравнения (бенчмаркинг); - постоянные усовершенствования
- обучающаяся организация (организация высоких достижений (ОВД)) - - реинжиниринг организационных процессов; - идентификация проблем и поиск уникальных способов их решения; - непрерывное организационное научение; - самоуправляемые команды; - наделение работников властью; - открытие информации.
- э-бизнес – организация открытой информационной культуры - - технологически ориентированные рабочие места; - активные бизнес-контакты в системах Internet и Intranet (э-коммерция); - электронные системы ресурсного обеспечения (планирования) бизнес-функций.
Современный бизнес – это процесс, превращающий внешние ресурсы (знания) во внешние результаты (экономические ценности) - Менеджмент – это: - творчество; - способность логически мыслить; - искусство видеть и рационально действовать; - правильно интерпретировать и использовать результат.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: