Стратегические аспекты менеджмента

Стратегия – это общая осмысленность предполагаемых действий. Стратегический менеджмент – это комплекс решений и действий по формулировке и внедрению стратегии, призванной обеспечить компании наилучшее конкурентное положение во внешней среде и достижение поставленных целей. В результате выработки стратегии определяются генеральные цели и задачи фирмы на обозримое будущее (от двух до десяти лет).

Субъект стратегического менеджмента – высшее руководство организации. Стратегии разрабатываются на основе:

а) стратегического аудита ключевых сфер деятельности организации (рынок и конкуренция; финансовое положение; производство; управление). В результате аудита выявляется производственный, финансово-хозяйственный и управленческий потенциал организации, ее экономическая устойчивость и конкурентоспособность;

б) SWOT-анализа, позволяющего выявить сильные и слабые стороны организации, а также возможности и угрозы бизнесу со стороны внешней среды.

Прогнозирование – это система исследований о возможных направлениях изменений во внешней среде бизнеса (рынков, технологий, конкуренции, макроэкономических индикаторов, политики, социальной демографии).

Методы прогнозирования: трендовый анализ; моделирование; метод экспертных оценок.

На основе прогнозов разрабатывается система планов (оперативно-тактических, бизнес-планов и т.д.), взаимоувязанных во времени, по ресурсам и по подразделениям.

6.4. Оперативное планирование и управление в менеджменте

Оперативное управление – это целенаправленные воздействия, связанные с разработкой оперативно-календарных планов и механизмами их реализации во времени и в пространстве (по производствам, видам управленческой деятельности, срокам и т.д.).

В основе оперативного управления лежит оперативно-календарное планирование (ОКП), т.е. развернутое продолжение текущего планирования производственно-хозяйственной и финансовой деятельности фирмы. В него включается:

1) детализация текущего (годового) плана и доведение его заданий до каждого цеха, отдела, участка, бригады, рабочего. Планы и графики разрабатываются на квартал, месяц, декаду, сутки, смену;

2) организация доставки на рабочее место материалов, заготовок, инструмента; вывоза готовой продукции, отходов; подачи энергии; организация контроля качества;

3) обеспечение сплошного контроля хода производственного процесса и оперативное устранение неполадок и сбоев в работе;

4) распределение работ по рабочим местам (диспетчирование);

5) формирование портфеля текущих заказов, обеспечивающих безостановочную повседневную работу организации.

Оперативное управление предусматривает четкую организацию поставок сырья и материалов, а также сбыта готовой продукции с учетом установленных норм и нормативов запасов и отгрузки готовой продукции.

Важнейший элемент оперативного управления - финансовое обеспечение текущей производственно-хозяйственной деятельности фирмы. Оно связано с эффективным управлением оборотным капиталом. Текущие финансовые потребности фирмы определяются формулой:

ТФП = З + ДЗ – КЗ,

где З – стоимость запасов;

ДЗ – величина дебиторской задолженности;

КЗ – кредиторская задолженность.

Критериями эффективного оперативного управления являются:

1) своевременная ритмичная отгрузка готовой продукции;

2) устойчивость денежного потока непрерывных денежных поступлений на расчетный счет организации;

3) своевременное погашение краткосрочных обязательств (кредитов, займов, кредиторской задолженности).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: