Модель – это упорядоченный набор предположений о сложной системе. Она позволяет глубже понять отдельные аспекты функционирования объекта на основе имеющейся релевантной (т.е. адекватной ситуации) информации. Модель решения проблем в организации – это представление ее механизма управления проблемами.
Типы моделей:
Концептуальные (описывают управление в организации):
а) бюрократическая (механистическая);
б) социотехническая (доминирует технология производства над внутригрупповыми связями);
в) органическая (гибкая, адаптивная).
Модели принятия управленческих решений: дескриптивные (для программирования) и нормативные (типовые алгоритмы принятия управленческих решений); индуктивные (обобщение наблюдений) и дедуктивные (упрощенные системы гипотетических ситуаций); проблемно-ориентированные (ориентация на новые методы моделирования проблемной ситуации и принятие управленческих решений); одно- и многоцелевые; детерминированные (функционально описанные ситуации) и стохастические (неявная связь между результатом и факторами влияния на него).
|
|
Моделирование повышает качество УР за счет использования количественных оценок и количественного анализа результатов принимаемых решений, а также применение современных компьютерных технологий. Модели, однако, не являются окончательным шагом в принятии УР. Они носят лишь рекомендательный характер и только способствует эффективному решению проблем. Критериями выбора оптимального варианта решения являются: время; затраты; риск; степень приближения к цели и др. Окончательное решение принимает менеджер (ЛПР) с учетом логических выводов, интуиции и других элементов, невозможных количественному описанию с помощью моделей.
Пример простейшей функциональной модели, описывающей зависимость прибыли организации от опыта ее работы в данной отрасли y = a + bx, где y – средняя прибыль за год; х – опыт работы (годы); а – прибыль, не зависящая от опыта работы; b – средний годовой прирост прибыли.