Задание 16. 1. Дайте краткую характеристику автократического, демократического и либерального стилей руководства

1. Дайте краткую характеристику автократического, демократического и либерального стилей руководства.

2. Какой стиль руководства, по Вашему мнению, эффективнее? Обоснуйте ответ.

3. Свяжите эффективность стиля руководства с «управленческой решеткой» Р. Блейка – Моутона (1964).

4. Назовите четыре фактора, влияющих на эффективность стиля в ситуационной теории Ф. Фидлера.

5. Какие факторы влияют на выбор стиля по ситуационной теории П. Герши и К. Бланчарда?

Рис. 20. Выбор стиля по П. Герши и К. Бланчарду

S1: при низкой зрелости работников руководителю целесообразно вести себя формально, давать четкие, понятные указания и контролировать их выполнение, ориентируясь на задачу и не придавая особой роли работе с людьми.

S2: по мере роста зрелости исполнителя руководитель должен постепенно переориентироваться с задачи на человека (убеждающий стиль).

Граница S2 и S3: при средней зрелости необходима интенсивная работа с человеком.

S4: при невысокой зрелости работников целесообразно делегирование им ответственности и переориентация своего поведения с задачи и человека на развитие организации.

*) зрелость (уровень зрелости) подчиненных определяются: квалификацией, опытом и навыками, мотивацией, уверенностью и др.

6. Из каких предпосылок исходит теория ситуационного лидерства «путь – цель» Р.Хауса?

7. Назовите типы лидерства по теории Р. Хауса «путь – цель».

Задание 17

Проанализируйте теории мотивации и ответьте на вопросы:

1. Чем обусловлена эволюция в теориях мотивации?

2. В чем сложности использования в механизме мотивации пирамиды потребностей А. Маслоу?

3. Сформулируйте свое мнение о следующих утверждениях, указав степень Вашего согласия с ними.

Таблица 15

  С: Согласен полностью; СЧ: Согласен частично; НСЧ: Не согласен частично; НСП: не согласен полностью   С СЧ Н СЧ Н С П
  Люди будут работать только в том случае, если знают, что результаты их работы будут проконтролированы.          
  Если люди могут найти способ жульничать с объемом времени, необходимым для выполнения работы, они это сделают.          
  Для людей свойственно вкладывать душу в работу в той же степени, как в спорт/игру.          
  Если сотрудник согласился выполнить задание, никакого контроля за ним не требуется.          
  Как только начальник выходит из комнаты, сотрудники снижают темп работы.          
  Если не контролировать подчиненных, они начнут уходить с работы раньше положенного времени.          
  С: Согласен полностью; СЧ: Согласен частично; НСЧ: Не согласен частично; НСП: не согласен полностью   С СЧ Н СЧ Н С П
  Большинство людей предпочтет самостоятельно исправить свои ошибки, а не идти с ними к начальнику.          
  Если сотрудники фирмы заключают между собой некую договоренность, они сами позаботятся о ее выполнении.          
  Даже если сотрудник в состоянии сам проконтролировать результаты своей работы, будет правильнее поручить это начальнику.          
  Если группа согласилась с условиями работы, она несет ответственность за результаты.          
  Поручив человеку задание, Вы можете предоставить ему право самому решать, как его выполнить.          
  Вы не можете разрешить группе сотрудников решать, сколько им нужно человек для выполнения задания.          
  Сотрудник, довольный своей работой, сознает, что несет ответственность за ее выполнение          
  Обычно Вы рассчитываете на то, что сотрудник сам найдет способ изменить неудобную методику выполнения работы.          
  Большинство людей, закончив одно задание и убедившись, что начальника нет поблизости, сядут сложа руки, вместо того, чтобы приступить к выполнению следующего задания, которое, как им прекрасно известно, должно быть сделано ими.          
  В группе, выполняющей сдельную работу, всегда нрайдется хотя бы один человек, который попытается делать меньше, чем остальные.          
  Людей в гораздо большей степени мотивирует удовлетворение, получаемое от работы, чем оплата за ее выполнение          
  С: Согласен полностью; СЧ: Согласен частично; НСЧ: Не согласен частично; НСП: не согласен полностью   С СЧ Н СЧ Н С П
  Непосредственные исполнители задания часто находят решение тем проблемам, о наличии которых даже не подозревало руководство.          
  Слишком много дополнительных льгот приводит к тому, что сотрудники работают меньше (это их балует, портит).          
  Если человек не удовлетворен той работой, которую он выполняет, стоит спросить его, что именно он хотел бы делать.          
  Если Ваши сотрудники носятся с новаторскими идеями, то, разрешив им высказаться, Вы можете получить конструктивный результат          
  Ожидание повышения оклада заставляет людей работать прилежнее и больше.          
  Большинство людей предпочитает, чтобы ответственность за задание нес начальник.          
  Если бы опоздания на работу не наказывались рублем, большинство людей приходило бы с опозданием.          

4. В чем сходство и в чем различия в теориях мотивации А. Маслоу и Альдерфера?

5. Какая из трех приобретенных потребностей (теория Д. Мак Клеланда) принципиально важна для будущего менеджера?

6. Из приведенных ниже характеристик выберите те, которые:

а) относятся к мотиваторам;

б) являются факторами гигиены:

Достижения; гарантии сохранения работы; заработная плата; социальный статус (должность); ответственность; личный рост; отношение к персоналу; условия труда; признание заслуг; отношения с непосредственным начальником; содержательность работы; личные склонности; отношение с коллективом.

7. Раскройте содержание понятия "удовлетворенность".

Задание 18

Проанализируйте объекты контроля. Предложите показатели для количественных измерений объектов контроля.

Литература

1. Дафт Р. Организации. Учебник для психологов и экономистов. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. – 635 с.

2. Гибсон Дж.Л., Иванцевич Д.М., Доннелли Д.Х. – мл. Организации: поведение, структура, процессы: Пер. с англ. – 8-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2000. – XXVI, 662 с.

3. Мильнер Б.З. Теория организации: Учебник. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: ИНФРА-М, 2002. – XVIII, 558 с.

4. Минцберг Г. Структура в кулаке: создание эффективной организации / Пер. с англ. Под ред. Ю.Н. Каптуревского. – СПб.: Питер, 2002. – 512 с.: ил. – (Серия «Деловой бестселлер»).

5. Томпсон, А.А. мл., Стрикленд III, А.Дж. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации: Учебник для вузов. Пер. с англ. изд. – М.: ИНФРА-М, 2001. – XX, 412 с.

6. Федорова Н.Н. Организационная структура управления предприятием: учеб. пособие. – М.: ТК Велби, 2003. – 256 с.

7. О’Шоннесси, Дж. Принципы организации управления фирмой. – М.: ООО «МТ Пресс», 2001. – 296 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: