1. Дайте краткую характеристику автократического, демократического и либерального стилей руководства.
2. Какой стиль руководства, по Вашему мнению, эффективнее? Обоснуйте ответ.
3. Свяжите эффективность стиля руководства с «управленческой решеткой» Р. Блейка – Моутона (1964).
4. Назовите четыре фактора, влияющих на эффективность стиля в ситуационной теории Ф. Фидлера.
5. Какие факторы влияют на выбор стиля по ситуационной теории П. Герши и К. Бланчарда?
Рис. 20. Выбор стиля по П. Герши и К. Бланчарду
S1: при низкой зрелости работников руководителю целесообразно вести себя формально, давать четкие, понятные указания и контролировать их выполнение, ориентируясь на задачу и не придавая особой роли работе с людьми.
S2: по мере роста зрелости исполнителя руководитель должен постепенно переориентироваться с задачи на человека (убеждающий стиль).
Граница S2 и S3: при средней зрелости необходима интенсивная работа с человеком.
S4: при невысокой зрелости работников целесообразно делегирование им ответственности и переориентация своего поведения с задачи и человека на развитие организации.
|
|
*) зрелость (уровень зрелости) подчиненных определяются: квалификацией, опытом и навыками, мотивацией, уверенностью и др.
6. Из каких предпосылок исходит теория ситуационного лидерства «путь – цель» Р.Хауса?
7. Назовите типы лидерства по теории Р. Хауса «путь – цель».
Задание 17
Проанализируйте теории мотивации и ответьте на вопросы:
1. Чем обусловлена эволюция в теориях мотивации?
2. В чем сложности использования в механизме мотивации пирамиды потребностей А. Маслоу?
3. Сформулируйте свое мнение о следующих утверждениях, указав степень Вашего согласия с ними.
Таблица 15
С: Согласен полностью; СЧ: Согласен частично; НСЧ: Не согласен частично; НСП: не согласен полностью | С | СЧ | Н СЧ | Н С П | ||
Люди будут работать только в том случае, если знают, что результаты их работы будут проконтролированы. | ||||||
Если люди могут найти способ жульничать с объемом времени, необходимым для выполнения работы, они это сделают. | ||||||
Для людей свойственно вкладывать душу в работу в той же степени, как в спорт/игру. | ||||||
Если сотрудник согласился выполнить задание, никакого контроля за ним не требуется. | ||||||
Как только начальник выходит из комнаты, сотрудники снижают темп работы. | ||||||
Если не контролировать подчиненных, они начнут уходить с работы раньше положенного времени. | ||||||
С: Согласен полностью; СЧ: Согласен частично; НСЧ: Не согласен частично; НСП: не согласен полностью | С | СЧ | Н СЧ | Н С П | ||
Большинство людей предпочтет самостоятельно исправить свои ошибки, а не идти с ними к начальнику. | ||||||
Если сотрудники фирмы заключают между собой некую договоренность, они сами позаботятся о ее выполнении. | ||||||
Даже если сотрудник в состоянии сам проконтролировать результаты своей работы, будет правильнее поручить это начальнику. | ||||||
Если группа согласилась с условиями работы, она несет ответственность за результаты. | ||||||
Поручив человеку задание, Вы можете предоставить ему право самому решать, как его выполнить. | ||||||
Вы не можете разрешить группе сотрудников решать, сколько им нужно человек для выполнения задания. | ||||||
Сотрудник, довольный своей работой, сознает, что несет ответственность за ее выполнение | ||||||
Обычно Вы рассчитываете на то, что сотрудник сам найдет способ изменить неудобную методику выполнения работы. | ||||||
Большинство людей, закончив одно задание и убедившись, что начальника нет поблизости, сядут сложа руки, вместо того, чтобы приступить к выполнению следующего задания, которое, как им прекрасно известно, должно быть сделано ими. | ||||||
В группе, выполняющей сдельную работу, всегда нрайдется хотя бы один человек, который попытается делать меньше, чем остальные. | ||||||
Людей в гораздо большей степени мотивирует удовлетворение, получаемое от работы, чем оплата за ее выполнение | ||||||
С: Согласен полностью; СЧ: Согласен частично; НСЧ: Не согласен частично; НСП: не согласен полностью | С | СЧ | Н СЧ | Н С П | ||
Непосредственные исполнители задания часто находят решение тем проблемам, о наличии которых даже не подозревало руководство. | ||||||
Слишком много дополнительных льгот приводит к тому, что сотрудники работают меньше (это их балует, портит). | ||||||
Если человек не удовлетворен той работой, которую он выполняет, стоит спросить его, что именно он хотел бы делать. | ||||||
Если Ваши сотрудники носятся с новаторскими идеями, то, разрешив им высказаться, Вы можете получить конструктивный результат | ||||||
Ожидание повышения оклада заставляет людей работать прилежнее и больше. | ||||||
Большинство людей предпочитает, чтобы ответственность за задание нес начальник. | ||||||
Если бы опоздания на работу не наказывались рублем, большинство людей приходило бы с опозданием. |
4. В чем сходство и в чем различия в теориях мотивации А. Маслоу и Альдерфера?
|
|
5. Какая из трех приобретенных потребностей (теория Д. Мак Клеланда) принципиально важна для будущего менеджера?
6. Из приведенных ниже характеристик выберите те, которые:
а) относятся к мотиваторам;
б) являются факторами гигиены:
Достижения; гарантии сохранения работы; заработная плата; социальный статус (должность); ответственность; личный рост; отношение к персоналу; условия труда; признание заслуг; отношения с непосредственным начальником; содержательность работы; личные склонности; отношение с коллективом.
7. Раскройте содержание понятия "удовлетворенность".
Задание 18
Проанализируйте объекты контроля. Предложите показатели для количественных измерений объектов контроля.
Литература
1. Дафт Р. Организации. Учебник для психологов и экономистов. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. – 635 с.
|
|
2. Гибсон Дж.Л., Иванцевич Д.М., Доннелли Д.Х. – мл. Организации: поведение, структура, процессы: Пер. с англ. – 8-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2000. – XXVI, 662 с.
3. Мильнер Б.З. Теория организации: Учебник. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: ИНФРА-М, 2002. – XVIII, 558 с.
4. Минцберг Г. Структура в кулаке: создание эффективной организации / Пер. с англ. Под ред. Ю.Н. Каптуревского. – СПб.: Питер, 2002. – 512 с.: ил. – (Серия «Деловой бестселлер»).
5. Томпсон, А.А. мл., Стрикленд III, А.Дж. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации: Учебник для вузов. Пер. с англ. изд. – М.: ИНФРА-М, 2001. – XX, 412 с.
6. Федорова Н.Н. Организационная структура управления предприятием: учеб. пособие. – М.: ТК Велби, 2003. – 256 с.
7. О’Шоннесси, Дж. Принципы организации управления фирмой. – М.: ООО «МТ Пресс», 2001. – 296 с.