Цель исследования – это конечный результат, которого хотел бы достичь исследователь при завершении своей работы.
Цель формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь.
Примеры целей:
· Определение характеристик явлений, не изученных ранее;
· Выявление взаимосвязи неких явлений;
· Изучение развития явлений;
· Описание нового явлений;
· Обобщение, выявление общих закономерностей;
· Создание классификаций.
Цель подробно конкретизируется и развивается в задачах исследования. Задачи лучше всего формулировать в виде утверждения того, что необходимо сделать, чтобы цель была достигнута.
Формулировка цели и задач может начинаться со слов:
· изучить;
· исследовать;
· выявить;
· определить;
· проанализировать;
· охарактеризовать;
· обосновать;
· разработать и т. п.
Задачи исследования в научной работе могут быть проранжированы в следующем виде.
Первая задача, как правило, связана с выявлением, уточнением, углублением, методологическим обоснованием сущности, природы, структуры изучаемого объекта.
|
|
Вторая связана с анализом реального состояния предмета исследования, динамики, внутренних противоречий развития во времени и пространстве.
Третья касается основных возможностей и способностей преобразования предмета исследования, моделирования, опытно-экспериментальной проверки.
Четвертая связана с выявлением направлений, путей и средств повышения эффективности совершенствования исследуемого явления, процесса, т.е. с практическими аспектами научной работы, с проблемой управления исследуемым объектом.
Задач в исследовательской работе не должно быть много.
Пример
Цель исследования – выявить характеристики образа женщины в представлениях детей старшего дошкольного возраста.
Для реализации указанной цели представляется необходимым решить следующие задачи:
1. Определить сущность и составляющие понятия «образ женщины».
2. Изучить источники формирования образа женщины у детей дошкольного возраста.
3. Выявить и проанализировать характеристики образа женщины в представлениях старших дошкольников.