С точки зрения классового подхода (К. Маркс, Ф. Энгельс), сущность права – это воля экономически господствующего класса

С точки зрения общесоциального подхода, сущность права – это воля всего общества, обусловленная его основными интересами и потребностями, то есть экономическими, духовными, национальными, религиозными, демографическими, географическими и другими условиями его жизни (Цыганов В.И.). Право обеспечивает управляемость всем обществом, способствует его сохранению и поступательному развитию. В наличии права заинтересованы все субъекты общественной жизни, несмотря на то, что их частные интересы могут не совпадать. Право призвано регулировать общественные отношения.

Сущностью права является именно общая воля (воля всех), а не сумма воль отдельных индивидов. Общая воля является результатом взаимодействия и борьбы частных воль за свои частные интересы. Общая воля есть результат достигнутого общественного компромисса. В различные исторические периоды, у разных народов воля всего общества может быть подчинена воле отдельных социальных групп. Однако это всегда является временным отступлением от глубинной природы права и рассматривается обществом как несправедливость. Сущность права – это государственная воля общества.

Социальное назначение права с позиций общесоциального подхода состоит в выражении и обеспечении общих интересов всего общества, согласовании потребностей различных социальных групп, в защите интересов отдельных индивидов, разрешении возникающих противоречий и конфликтов, Право - это средство достижения социального компромисса, согласия и примирения.

Следует также учитывать, что сущность права, как и любого другого явления, качественно не меняется. Сторонники дуалистического подхода утверждают, что вплоть до формирования либерально-демократических политических систем, право было орудием в руках экономически господствующего класса. А в современных условиях право выражает волю всего общества. Поэтому дуалистический подход неверен.

33. Социальные нормы: понятие, виды, регулятивные особенности. Социа́льные но́рмы — общепризнанные правила, образцы поведения, стандарты деятельности, обеспечивающие упорядоченность, устойчивость и стабильность социального взаимодействия индивидов и социальных групп. Совокупность норм, действующих в том или ином сообществе, составляет целостную систему, различные элементы которой взаимообусловлены.
Выделяют пять разновидностей социальных норм: нормы морали, нормы обычаев, корпоративные нормы, религиозные нормы и правовые нормы.
Нормы морали представляют собой правила поведения, которые являются производными от представ?лений людей о добре и зле, о справедливости и не?справедливости, о хорошем и плохом. Реализация этих норм обеспечивается общественным мнением и внутренним убеждением людей.
Нормы обычаев — это правила поведения, вошед?шие в привычку в результате их многократного повторения. Реализация обычных норм обеспечивается силой привычки. Обычаи морального содержания называют нравами.
Корпоративными нормами называют правила поведения, установленные общественными организациями. Их реализация обеспечивается внутренним убеждением членов этих организаций, а также самими общественными объединениями
Под религиозными нормами понимаются правила поведения, содержащиеся в различных священных книгах либо установленные церковью. Реализация данного вида социальных норм обеспечивается внутренними убеждениями людей и деятельностью церкви.
Правовые нормы — это правила поведения, уставленные или санкционированные государством, церкви вовые нормы это права д, у новленные или санкционированные государством, а иногда и непосредственно народом, реализация которых обеспечивается авторитетом и принудительной силой государства.
Социальные нормы регулируют отношения между людьми, группами людей, созданными ими организациями («человек и человек»). Биологические, медицинские, технические нормы устанавливают правила обращения с естественными (природными) и искусственными (техническими) объектами («человек и орудие труда», «человек и машина»).

34. Социальные нормы первобытного общества. Концепция «мононорм».

В первобытном обществе человеком руководили в первую очередь инстинкты, в то время они мало чем отличались от животных. Инстинкты не зависят от сознания и воли живого существа. Инстинктивные правила передаются на генетическом уровне от поколения к поколению.

По мере развития сознания инстинкты наших предков сменили социальные правила и нормы. Нормы социального общества возникли в связи с необходимостью регулирования поведения людей для достижения их эффективного взаимодействия и для решения общих задач.

Благодаря установленным нормам, поступки человека уже не являлись результатом инстинктивных реакций на раздражители. Между возникшей ситуацией и импульсом находилась социальная норма, основанная на общих принципах общественной жизни.

Нормы и правила социального общества сформировались для регулирования поведения людей в обществе. Социальные нормы первобытного общества – это моральные правила, обычаи, религиозные правила, магические и священные предписания.

Исторически сложившиеся нормы поведения – обычаи сформировались в результате многократного применения. Они стали привычными и передавались от поколения поколению.

Моральные нормы первобытного общества, были установлены для регулирования отношений между людьми на основе представлений о добре и зле. Правила морали появляются позже обычаев, когда человек способен анализировать свои поступки с моральной точки зрения и анализировать поступки других людей.

Религиозные нормы основаны на религиозных представлениях. В жизни первобытного общества особое место начинает занимать жертвоприношение, религиозные обряды и прочее.

Магические и сакральные предписания, табу применяли для того чтобы люди становились послушными и управляемыми. Такие запреты позволяли подавлять негативное проявление природных инстинктов человека. Например, охотники каменного века, при помощи таких запретов, лишали женщин, и молодежь права употреблять в пищу самые вкусные части медвежьей туши. Это право они закрепили за собой.

Существовали и предписания, зароки, которые люди сами накладывали на себя. К примеру, человек мог дать обещание не возвращаться в родной дом, не отомстив убийце близкого родича. В первобытном обществе, человек с помощью зароков выражал свою индивидуальность и проявлял свой характер.

Следовательно, индивидуум первобытного общества был плотным слоем окружен различными социальными правилами и нормами, которые в современном обществе являются не актуальными и не нужными.

35. Понятие и необходимость толкования правовых норм.

Толкование — это уяснение и разъяснение подлинного содержания, подлежащего реализации в данных конкретных условиях действия нормы права (договора). Это сложная интеллектуальная деятельность, ко­торая ведется по определенным правилам. При ее осуществлении используется целый набор приемов, способов, методов толкова­ния.

Объектом толкования является соответствующий данному регулятивному случаю (данной конкретной ситуации) текст нормативно-правового (правоустановительного) акта, в котором выражена толкуемая норма.

Задача толкования:

·

· установление подлинной воли законодателя, выраженной в данной норме.

Цель толкования:

·

· правильное применение норм права.

При этом толкование, прибавляя новое знание о норме, ни в коей мере не изменяет и не заменяет ее; тем более - не создает новой. Речь идет только об анализе, изучении, разборе действующей нормы. Иначе это было бы нарушением законности.

Проблема толкования - это проблема соотношения духа и буквы закона, между которыми, как правило, существуют определенные противоречия, несовпадения. Подобные коллизии приходится устранять именно путем толкования. Очень важно, чтобы законодатель и исполнитель понимали друг друга.

Субъекты толкования обладают различным политическим, нравственным и правовым сознанием, они порой находятся на разных полюсах идеологического спектра, имеют свои социальные пристрастия и предпочтения. А это не может не отражаться на понимании и толковании права. Таким образом, толкование носит как объективный, так и субъективный характер.

Основные причины необходимости толкования норм права:

1.

· сложность или нечеткость юридических формулировок (излишняя их краткость, абстрактность либо, напротив, пространность);

· несовершенство законодательной техники (поспешность в принятии тех или иных правовых актов, их слабая проработанность, декларативность, неконкретность);

· несовпадение норм и статей правовых актов (наличие бланкетных и отсылочных норм, нетипичных предписаний);

· специфика юридических терминов и понятий, интерпретация которых требует специальных познаний, высокой квалификации;

· неясное и неточное выражение воли законодателя в правовой норме (различие духа и буквы закона);

· действие нормы права не изолированно, а в системе других норм.

Различают два аспекта толкования:

уяснительный (норма права толкуется субъектом для себя);

разъяснительный (толкование не только для себя, но и для других; имеет обязательное значение для всех заинтересованных лиц).

36. Юридическая техника. Юридические конструкции. Юридические документы.

совокупность принципов,правил, методов, средств и приемов, используемых для качественного написания иоформления (проектов) текстов нормативных, актов.

К основным принципам Ю.т. относятся: а) общие принципы регулирования (управления) применительно кправотворчеству: адекватность правового воздействия и его соответствие государственной политике в даннойсфере общественных отношений; полнота, безызбыточность и конкретность регулирования, отсутствие илидопустимость побочных эффектов; своевременность введения правового акта в действие: реализуемостьправового воздействия (наличие соответствующих ресурсов, организационных и правовых механизмов): б)принцип системности права: соблюдение принятого структурирования права на отрасли, подотрасли иинституты, а также установленных взаимоотношений правовых актов по их юридической силе; соответствиепо целям и непротиворечивость по содержанию нового и действующих правовых актов, соответствие видаправового акта компетенции издавшего его органа; наличие связанных с принятием данного правового актаизменений действующего законодательства;

в) принципы точности и определенности юридической формы устанавливаемых правоотношений:адекватность выражения языковыми средствами существа (концепции) правового решения, обеспечениеточного понимания (интерпретации) положений правового акта всеми субъектами правоотношений;правильность оформления акта как официального юридического документа.

Для реализации принципов разработки правовых актов в правотворчест-ве используются разнообразныеэлементы Ю.т., в том числе такие, как: а) применение определенных режимов (методов) юридическогорегулирования,видов норм и логической структуры норм. Особые юридические режимы (например,общедозволительный, разрешительный) характерны для публичного и частного права,отдельных отраслейправа и ориентированы на те или иные способы правового регулирования - дозволения, обязывания,запрещения; б) использование различных способов изложения предписаний, классифицируемых по степениобобщенности нормативного материала, по полноте использования элементов(гипотезы,диспозиции,санкции) юридической нормы, по "специализации" (дефинитивной,оценочной,диспо-зитивной и т.п.) той или иной статьи, по использованию внутренних и внешних ссылок;в)следование законами правилам формальной логики. Основные законы логики (тождества, непротиворечия, исключенноготретьего и достаточного основания) используются в правотворче-стве для построения как правовых актов вцелом, так и их отдельных частей и положений; г) соблюдение требований к терминологии правовых актов,таких, как единство, смысловая однозначность, стилистическая нейтральность, системность терминологии,распространенность и общепризнанность, стабильность, доступность, корректность; д) использованиеюридического языка и официально-делового стиля. Тексты правовых актов должны соответствовать общимнормам современного русского языка. Функционально-стилистические особенности языка правапредполагают официальный характер, документальность, максимальную точность,экспрессивнуюнейтральность, безличный характер, ясность и простоту языкового выражения; экономичность использованияязыковых средств; е) применение юридических конструкций, устойчивых схем и моделей, устанавливающихсоотношения прав, обязанностей и ответственности субъектов правоотношений;

ж) следование определенным правилам использования реквизитов и оформления правового акта в целом, атакже его структурных частей, использование дополнительных структурно-смысловых элементов,таких,какпримечания,таблицы и т.п. Так, в начале правовых актов принято помещать общие положения, которыемогут устанавливать цели, задачи и основные принципы регулирования, определения используемыхтерминов. Заключительные статьи нормативных правовых актов содержат положения о сроках и порядкевведения акта в действие, об отмене, изменениях и дополнениях действующих актов в связи с принятиемданного нормативного правового акта.

37. Закон: понятие и виды. Место закона в системе нормативно-правовых актов. Роль конституции в системе нормативно-правовых актов.

Закон — это нормативный акт, принятый высшим зако­нодательным органом или путем референдума, обладающий высшей юридической силой.

Закон — это, во-первых, нормативный акт, содержащий нормы права. Во-вторых, он принимается путем всенародного голосования (референдума) или высшим законодательным органом — парламентом. В-третьих, в силу указанного закон обладает высшей юридической силой. Это означает, что другие органы не могут изменять законы, что все прочие норматив­ные акты, называемые подзаконными, должны издаваться в соответствии с законами, не нарушать их, Правоприменитель-ные, индивидуальные акты также должны выноситься на ос­нове законов. Если при решении конкретного дела возникает ситуация, когда подзаконный акт (например, указ Президента или постановление Правительства РФ) противоречит закону. то право при мен итель должен отдать предпочтение закону. В-четвертых, законы не только регулируют наиболее важные, коренные общественные отношения, но и устанавливают принципиальные положения правового регулирования.

Законы Российской Федерации можно подразделять по субъектам, их принимающим, по юридической силе и по от­раслям права. По субъектам принятия законы делятся на:

а) принятые на референдуме;

б) принятые Федеральным Собранием РФ;

в) законы субъектов федерации.

Путем референдума могут быть приняты как федеральные законы, так и законы субъектов федерации.

Федеральные законы подразделяются на федеральные конституционные законы и просто на федеральные (текущие) законы.

Конституционные федеральные законы принимаются по |вопросам, прямо указанным Конституцией РФ. К их числу относятся законы об изменении Конституции, кроме гл. 1 и 2 (ст. 136 Конституции РФ), о введении чрезвычайного поло­жения (ст. 56), военного положения (ст. 87), о принятии и об­разовании новых субъектов федерации и об изменении их ста­туса (ст. 65, 66), о Государственном флаге, гербе, гимне (ст. 70), о правительстве, о судебной системе и высших судеб­ных инстанциях (ст. 118, "128). Законы, прямо не отнесенные к числу конституционных, таковыми не являются, несмотря на их важность и необходимость.

Законы субъектов федерации принимаются в пределах пол­номочий этих субъектов, определенных Конституцией РФ, федеральными договорами и специальными договорами, за­ключенными Российской Федерацией с отдельными субъек­тами.

38. Правовое воздействие и правовое регулирование. Нормативное и индивидуальное регулирование.

Правовое воздействие - это результативное влияние на общественные отношения как правовых средств (норм права, правоотношений), так и иных правовых явлений (правосознание, правовой культуры).

Виды правового воздействия:

1.Информационно-психологический (мотивационный, импульсивный), характеризуется воздействием управленческой правовой информации на мотивы субъектов. Здесь можно выделить два основных юр. средства: правовые стимулы и ограничения.

2.Воспитательный (педагогический), характеризуется общеидеологическим влиянием на субъекта, на формирование ценностных представлений, на правовое воспитание личности.

3.Социальный, характеризуется взаимосвязью правовых и иных социальных (эконом, полит, нравствен) факторов, принимающих участие в жизни права на всех этапах его функционирования.

Правовое регулирование - это воздействие на общественные отношения всей системой юридических средств, с целью их (общ.отн) упорядочения.

Соотношение правового воздействия и правового регулирования:

1.ПР как специально-юридическое воздейсвтие всегда связано с установлением конкретных прав и обязанностей субъектов, то ПВ не обязательно

2.ПР всегда означает и ПВ, однако ПВ не всегда означает сознательное нормирование общественных отношений.

3.Предмет ПР несколько уже нежели предмет ПВ (в ПВ входят эконом, полит,соц.отношения, которые не регулируются правом)

Типы правового регулирования:

- Общедозволительный, основывается на общем дозволении, из которого путем запрещения делается исключение. Его формула "Дозволено все, кроме того, что запрещено". Данный вид правового регулирования способствует проявлениям инициативности, активности, самостоятельности в решении тех или иных задач. Однако данный вид не применим к деятельности государственных органов, т.к. это создало бы возможности для различного рода злоупотреблений.

- Разрешительный, основывается на общем запрещении какого-либо вида действий, однако в индивидуальном порядке запрещенное поведение разрешается. Его формулировка звучит так: "Запрещено все, кроме прямо разрешенного". Это означает что участник правовых отношений подобного типа может совершать только действия, которые прямо разрешены законом, а все остальные действия запрещены. Здесь в законе указывается точный, строго ограниченный объем правомочий: все что выходит за пределы компетенции властвующего субъекта, категорически запрещено.

Способы правового регулирования:

1.Дозволение, предоставление субъектам возможности совершать действия в своих интеерсах. Дозволения могут выражаться в субъективном праве, свободе, законном интересе. Каждая из названных форм имеет собственную природу и обладает соответствующей степенью гарантированности.

2.Обязывание, возложение на лиц необходимости совершить активные указанные в законе либо договоре действия (должник-кредитор). Обязывание как способ правового регулирования ориетируется на интересы управомоченного субъекта и представляет собой специфический приказ, долг совершать определенные действия.

3.Запрещение, необходимость воздержания от конкретных действий, с пассивным поведением. Запрещение есть разновидность обязывания, представляющая собой определенное долженствование.

39. Юридические факты: понятие и классификация.

Юридические факты – это разновидность социальных фактов, которые могут влиять на правоотношения субъектов права. Это явления объективной реальности, которые отражены в законодательстве.

Юридические факты:

1. это определенные жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение, а также прекращение правоотношений;

2. формируются в гипотезах правовых норм. В результате наличия или отсутствия того или другого юридического факта влияют на признание или непризнание права или обязанности субъекта.

Материально-социальный характер юридического факта дает возможность увидеть то, что любой юридический факт не какое-то случайное обособленное явление, а следствие этой правовой системы.

Идеальная модель юридического факта фиксируется в гипотезе юридической нормы (нескольких норм).

Можно выделить две группы признаков юридических фактов.

Первая группа – материальная сторона юридических фактов. Юридические факты являются обстоятельствами:

1. конкретными, установленным образом выраженными внешне. Юридическими фактами, таким образом, не могут являться мысли и события внутренней духовной жизни, а также похожие явления. При этом законодательство должно учитывать субъективную сторону поступков (вину, цель, мотив), которая является элементом сложного юридического факта;

2. проявляющимися в наличии или отсутствии конкретных явлений материального мира, притом, что юридическое значение могут иметь как позитивные (существующие), так и негативные факты (отсутствие родства и т. п.);

3. обладающими информацией о состоянии общественных отношений, которые входят в предмет правового регулирования.

Вторая группа признаков раскрывает нормативную идеальную сторону этого явления. Юридические факты являются в этом случае обстоятельствами:

1. прямо или косвенно предусмотренными правовыми нормами;

2. закрепленными в определенной законодательством процедурно-процессуальной форме;

3. ведущими к предусмотренным законом правовым последствиям.

Классификация юридических фактов:

1. по последствиям, которые факты могут вызывать (правоустанавливающие, правоизменяющие или правопрекращающие правоотношения);

2. по гносеологической природе фактов (волевой момент): события, а именно факты, которые не зависят от воли и сознания людей; поступки, а именно факты как следствие сознательного волевого поведения людей;

3. по юридической природе действий: правомерные, к которым можно отнести все виды действий, которые являются актами активной реализации права, а именно акты юрисдикционных органов (административных судов), юридические акты, административные акты, сделки, фактические правомерные действия (литературное творчество, научные изобретения и т. п.); неправомерные, к которым относят административные и гражданские правонарушения, а также другие юридические факты;

4. по структуре юридические факты можно разделить на элементные (простые) и фактические (сложные) составы.

Различают два вида фактических составов:

1. по принципу свободного накопления элементов состава – простая совокупность, существенно только ее наличие;

2. по принципу последовательного накопления элементов – юридические последствия наступают только в случае накопления элементов состава в определенном порядке.

40. Объекты правоотношения: понятие и виды.

Объект правоотношения - это то, на что направлены права и обязанности субъектов правоотношений; то, по поводу чего они вступают в юридические связи.

Люди всегда участвуют в правоотношениях ради удовлетворения своих интересов. Эта цель достигается посредством прав и обязанностей, обеспечивающих получение определенных благ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: