1. Ознакомиться с изложением данной темы в учебниках:
Введение в литературоведение / Под ред. Г. Н. Поспелова. 2-е изд. – М., 1983. Гл. IV-V. С. 60-98.
Хализев В. Е. Теория литературы. – М., 1999. Разд. «Типы авторской эмоциональности», «Литературные иерархии и репутации». С. 68-78, 122-142.
2. Ответить на следующие вопросы:
— Как определял пафос В. Г. Белинский?
— Что такое пафос произведения, каковы его факторы и носители?
— Как соотносятся в искусстве вечное и конкретно-истори-ческое, общечеловеческое и социальное?
— В чем заключается народность художественного произведения? Как соотносятся народность и общедоступность, народность и популярность, народность и этнографизм?
— Сохранили ли свою актуальность понятия классовости и партийности искусства?
— Что такое массовая литература, элитарное искусство, литературная классика?
3. Охарактеризуйте художественный пафос в выбранном для примера произведении.
Литературное произведение как идейно-эстетическое целое
1. Сделайте конспекты следующих работ:
|
|
Лихачев Д. С. Внутренний мир литературного произведения // Вопросы литературы. 1968. № 8.
Лейдерман Н. Л. Литературное произведение // Практикум по жанровому анализу литературного произведения. – Екатеринбург, 2000. С. 5-16.
Гиршман М. М. Литературное произведение: Теория и практика анализа. – М., 1991. С. 13-55. Или: Тюпа В. И. Аналитика художественного (Введение в литературоведческий анализ). – М., 2001. С. 37-47, 98-112.
2. Ответить на вопросы:
— Как соотносятся художественное произведение и текст?
— Что означает понятие «внутренний мир художественного произведения», каковы свойства и составные элементы художественной реальности?
— Каковы основные способы создания в ограниченном тексте образа мира («сокращенной Вселенной»)? Приведите примеры.
— Из каких структурных уровней и подсистем состоит художественное произведение? Соотнесите эти уровни со сторонами искусства.