Историко-литературные системы. 1. Опираясь на указанную литературу, ответить на вопросы

1. Опираясь на указанную литературу, ответить на вопросы:

— Существует ли художественный прогресс? Проанализируйте аргументы полемизирующих сторон.

— Какие историко-литературные системы называются диахронными, а какие — синхронными?

— Что такое литературное направление, художественное течение, жанрово-стилевая тенденция?

— В чем заключаются коренные различия между классическим и неклассическим (модернистским) типами художественного освоения мира?

2. Охарактеризуйте следующие литературные направления: классицизм, романтизм, реализм, модернизм (авангардизм). Подберите примеры.

Литература:

Бушмин А. С. О специфике прогресса в литературе // Русская литература. 1976. № 3. Или: Бушмин А. С. О специфике прогресса в литературе // О прогрессе в литературе / Под. ред. А. С. Бушмина. – Л., 1977. С. 3-49.

Лихачев Д. С. Прогрессивные линии развития в истории русской литературы // О прогрессе в литературе. – Л., 1977. С. 50-77.

Лейдерман Н. Л. Теория литературы в старших классах // Филологический класс. 1998-99. № 3. С. 35-39. Или: Об изучении теории литературы в старших классах // Литература в школе. 2000. № 5. С. 104-111.

Дополнительная литература:

Васильев И. Е. Русский поэтический авангард ХХ века. – Екатеринбург, 1999. С. 18-37.

Каган М. С. Эстетика как философская наука. – СПб., 1997. Лекции 29 и 30.

Смирнов И. П. Мегаистория: К исторической типологии культуры. – М., 2000. С. 11-77.

Тюпа В. И. Постсимволизм. (Теоретические очерки русской поэзии ХХ века). – Самара, 1998.

Хализев В. Е. Теория литературы. – М., 1999. Гл. 6.

КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ

1. Темы контрольных работ студенты получают во время первой учебной (установочной) сессии по сборнику: Анненкова Е. И., Котельникова В. А., Ляпина Л. Е. «Контрольные работы по курсу «Введение в литературоведение» (М., 1985). Получив от преподавателя тему, студент должен внимательно ознакомиться с указаниями к выполнению контрольных работ (с. 4-5), с общими методическими указаниями к разделу, в который входит тема, точно переписать формулировку своей темы и записать задание и список литературы.

2. Выполнение контрольной работы рекомендуемвести в следующем порядке:

— изучить по учебнику и лекциям соответствующий теоретический раздел;

— ознакомиться с историей создания произведения (по критической литературе), сделать необходимые выписки;

— провести тщательное изучение текста: отметить места, соответствующие заданным вопросам, выписать (удобнее на отдельные листки) соответствующие фрагменты и сделать к ним комментарии;

— провести классификацию собранного материала и продумать план изложения своих наблюдений, доказательств, выводов;

— всю работу излагать в виде сочинения по заранее составленному плану. План должен состоять из теоретического введения, главной части и выводов об идейно-эстетических функциях изученных особенностей произведения.

Рекомендуем студентам обсудить на консультации с преподавателем предварительные результаты своей работы (собранный и упорядоченный материал, черновик).

3. При оформлении работы следует указать формулировку темы, обязательно записать план изложение, при цитировании литературных источников давать сноски с правильным указанием всех выходных данных (автор, название работы, место издания, год, страницы), в конце сочинения должен быть список использованной литературы (см. образец: «Темы контрольных работ», с. 5). Все страницы работы должны иметь поля и быть пронумерованы.

4. Контрольная работа должна носить самостоятельный характер. Критическую литературу надо использовать со вспомогательной целью: для выяснения теоретических и историко-литературных вопросов. Собственно же анализ текста должен быть вполне самостоятельно выполнен и строго отвечать теме. В том случае, если студент цитирует фрагмент из критической литературы, он должен его прокомментировать, подтвердить или опровергнуть собственным анализом текста.

5. При написании работы надо строго следить за тем, чтобы все ее части соответствовали теме, не носили отвлеченный характер (особенно вступление и заключение), чтобы при анализе художественных форм не сбиваться на перечисление «приемов», а стремиться к выяснению их содержательности, их эстетического смысла.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: