Субъектная организация рассказа А. П. Чехова «Душечка»
1. Основные типы субъектной организации литературного произведения, их эстетические возможности.
2. Проанализируйте речь Кукина, Пустовалова, Смирнина: как она характеризует каждого из них? Как авторское отношение к этим персонажам проявляется в формах речи самих персонажей?
3. Проанализируйте речь Оленьки, как она характеризует героиню рассказа?
4. Проанализируйте речь безличного повествователя, как соотносятся в ней «зона автора» с «зонами героев»?
5. Сделайте общий вывод об эстетической концепции рассказа.
Литература
Паперный 3. Записные книжки Чехова. – М., 1976. Гл. «Душа и душечка». С. 290-312.
Мелкова А. С. Творческая судьба рассказа «Душечка» // В творческой лаборатории Чехова. – М., 1974. С. 87-96.
Кубасов А. В. Проза А. П. Чехова: искусство стилизации. – Екатеринбург, 1998. С. 109-121.
Фортунатов Н. Н. Архитектоника чеховской новеллы. – Горький, 1975. С. 89-95.
Задание № 8.
Пространство и время в рассказе А. П. Чехова «Крыжовник»
|
|
1. Охарактеризуйте субъектную организацию рассказа, определите ее художественную функцию.
2. В чем состоит идейно-эстетический смысл обрамления: пейзажа, интерьера, образов Алехина и Буркина?
3. Проанализируйте сюжет истории, рассказанной Иваном Ивановичем:
а) основной конфликт;
б) элементы сюжета, их взаимосвязь;
в) внесюжетные элементы (лирические отступления, вводные эпизоды), их эстетическая функция.
4. Соотнесите обрамление с рассказом Ивана Ивановича и сделайте общий вывод: какая концепция действительности воплощена в рассказе «Крыжовник»?
Литература
Паперный 3. А. П. Чехов. 2-е изд. – М., I960. С. 234-238.
Семанова М. Л. Чехов-художник. – М., 1976. Гл. 7. Автор — рассказчик — слушатели. С. 144-152.
Чудаков А. П. Мир Чехова: возникновение и утверждение. – М., 1986. Гл. 3. Внешний мир. С. 141-158.
Сухих И. Н. Проблемы поэтики А. П. Чехова. – Л., 1987.
Кубасов А. В. Рассказы А. П. Чехова: поэтика жанра. – Свердловск, 1990. Гл. 3. Мир и время.
Полоцкая Э. А. А. П. Чехов // Русская литература рубежа веков (1890-е — начало 1920-х годов). Кн. 1. – М., 2000. Гл. Расчет на читателя. С. 46-425.
IV. ЗАДАНИЯ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ
1. Составить цитатно-тезисные конспекты научных работ, указанных для обязательного ознакомления.
2. Подобрать примеры лексических и специальных выразительных средств художественной речи.
3. Подобрать примеры текстов с основными системами русского стихосложения и стиховыми размерами, уметь объяснить своеобразие каждой из систем стихосложения и каждого размера.
4. Выучить определения основных теоретических понятий, уметь объяснить их.
V. В ПОМОЩЬ СТУДЕНТУ-ЗАОЧНИКУ
ЗАДАНИЯ ПО ТЕМАМ,
ВЫНЕСЕННЫМ НА САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ