Судебный способ защиты прав налогоплательщиков

Судебное обжалование актов (в том числе норматив­ных) налоговых органов, действий или бездействия их дол­жностных лиц организациями и индивидуальными пред­принимателями производится путем подачи искового за­явления в арбитражный суд в соответствии с арбитраж­ным процессуальным законодательством.

Нормативные акты содержат правовые нормы, рассчитанные на многократное применение и направлены широкому кругу лиц.

Физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, производят судебное обжалование ак­тов (в том числе нормативных) налоговых органов, дей­ствий или бездействия их должностных лиц путем подачи искового заявления в суд общей юрисдикции в соответ­ствии с законодательством об обжаловании в суд неправо­мерных действий государственных органов и должностных лиц.

В соответствии со ст. 1 Федерального конституционного закона от 28 апреля 1995 г. № 1- ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ» (с изм. и доп. от 04. 07.2003 г.) арбитражные суды в РФ являются федеральными судами и входят в судебную систему РФ.

Систему арбитражных судов в РФ составляют:

· арбитражные суды первой инстанции в субъектах РФ;

· арбитражные апелляционные суды;

· Федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды);

· Высший Арбитражный Суд РФ.

В суды могут направляться ис­ковые заявления со следующими исковыми требова­ниями:

· о признании недействительным (незаконным) полностью или в какой-либо части решения (постановления) налогового органа, в том числе решения (постановления) о взыскании недоимки (пени, штрафа), постановления о наложении ареста на имущество и др.;

· о признании не подлежащим исполнению инкассового поручения (распоряжения) налогового органа на списание в безакцептном порядке сумм недоимки (пени, штрафа) со счета фискально-обязанного лица;

· о признании незаконными действий должностного лица налогового органа и об обязании указанного должностного лица прекратить соответствующие действия и восстановить положение, существовавшее до их совершения;

· о признании незаконным бездействие должностного лица налогового органа и об обязании его совершить определенные действия (например, произвести зачет суммы переплаты по налогу в счет погашения другого налогового обязательства того же налогоплательщика.

· о возврате (взыскании) из бюджета необоснованно списанных в безакцептном порядке сумм недоимки (пени);

6) о возмещении убытков, причиненных неправомерными решениями и действиями (бездействием) налоговых органов (их должностных лиц и иных сотрудников);

· о защите личных неимущественных прав (чести, достоинства, деловой репутации, права на личную и семейную
тайну) физических лиц и возмещении причиненного последним морального вреда, а также о защите деловой репутации юридических лиц;

· жалобы физических лиц о признании недостоверной или представленной с нарушением закона официальной информации, представленной налоговому органу (см. ст.95 НК РФ), а равно иными органами, учреждениями, организациями и лицами.

В этом случае иск предъявляется не к налоговому органу, а к источнику такой недостоверной информации, если же в такой жалобе обжалуется как официальная ин­формация, так и решения (действия) налогового органа (его должностного лица), основанные на обжалуемой информа­ции, то к ответу привлекаются и «поставщик» ложной ин­форматор, и налоговый орган;

· об отмене обжалуемого решения налогового органа по делу о налоговом правонарушении и прекращении производства по делу о налоговом правонарушении;

· об изменении обжалуемого решения налогового органа по делу о налоговом правонарушении или вынесе­ния по такому делу нового решения.

Исковые заявления рассматриваются и разрешаются судом в поряд­ке, установленном гражданским процессуальным, арбит­ражным процессуальным законодательством и иными фе­деральными законами (ст. 142 НК РФ).

Для целей повышения эффективности судебной защиты налогоплательщиков во многих арбитражных судах в соответствии с Указом Пре­зидента РФ от 21 июля 1995 г. № 746 «О первоочередных мерах по совершенствованию налоговой системы Россий­ской Федерации» учреждены коллегии по рассмотрению споров в сфере налогообложения и так называемые «нало­говые составы судей».

Кроме ненорматив­ных актов налоговых органов в судебном порядке обжалу­ются и нормативные акты. Порядок такого обжалования содержит следующие особенности.

Нормативные акты содержат правовые нормы, рассчитанные на многократное применение и направлены широкому кругу лиц.

Ненор­мативных акты (требование, решение, постановление, письмо и др.) носят одноразовый характер и представляют собой акты применения норм и правил, установленных нормативными актами.

Ненормативные акты Президента РФ или Правительства РФ, нарушающие, по мнению участни­ков налоговых правоотношений, их права, обжалуются в следующем порядке:

а) физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями обжалуют такие акты в Верховный Суд РФ;

б) организации и индивидуальные предприниматели впра­ве обжаловать ненормативные акты Президента РФ и Пра­вительства РФ в Высший Арбитражный Суд РФ.

В последние годы возможности для судебной защиты прав и законных интересов субъек­тов налоговых правоотношений существенно расширились.

В настоящее время работает государственная организационно-правовая форма защиты граждан — Уполномоченный по правам человека. Поэтому для борьбы с недостатками рос­сийской судебной системы физические лица могут обра­щаться за содействием к Уполномоченному по правам че­ловека в РФ, а в регионах — к уполно­моченным по правам человека в соответствующих субъек­тах Федерации.

Глава 21. НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

НДС – федеральный косвенный налог, представляющий форму изъятия в бюджет добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства товаров (работ, услуг).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: