Судебное обжалование актов (в том числе нормативных) налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц организациями и индивидуальными предпринимателями производится путем подачи искового заявления в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
Нормативные акты содержат правовые нормы, рассчитанные на многократное применение и направлены широкому кругу лиц.
Физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, производят судебное обжалование актов (в том числе нормативных) налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц путем подачи искового заявления в суд общей юрисдикции в соответствии с законодательством об обжаловании в суд неправомерных действий государственных органов и должностных лиц.
В соответствии со ст. 1 Федерального конституционного закона от 28 апреля 1995 г. № 1- ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ» (с изм. и доп. от 04. 07.2003 г.) арбитражные суды в РФ являются федеральными судами и входят в судебную систему РФ.
|
|
Систему арбитражных судов в РФ составляют:
· арбитражные суды первой инстанции в субъектах РФ;
· арбитражные апелляционные суды;
· Федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды);
· Высший Арбитражный Суд РФ.
В суды могут направляться исковые заявления со следующими исковыми требованиями:
· о признании недействительным (незаконным) полностью или в какой-либо части решения (постановления) налогового органа, в том числе решения (постановления) о взыскании недоимки (пени, штрафа), постановления о наложении ареста на имущество и др.;
· о признании не подлежащим исполнению инкассового поручения (распоряжения) налогового органа на списание в безакцептном порядке сумм недоимки (пени, штрафа) со счета фискально-обязанного лица;
· о признании незаконными действий должностного лица налогового органа и об обязании указанного должностного лица прекратить соответствующие действия и восстановить положение, существовавшее до их совершения;
· о признании незаконным бездействие должностного лица налогового органа и об обязании его совершить определенные действия (например, произвести зачет суммы переплаты по налогу в счет погашения другого налогового обязательства того же налогоплательщика.
· о возврате (взыскании) из бюджета необоснованно списанных в безакцептном порядке сумм недоимки (пени);
6) о возмещении убытков, причиненных неправомерными решениями и действиями (бездействием) налоговых органов (их должностных лиц и иных сотрудников);
· о защите личных неимущественных прав (чести, достоинства, деловой репутации, права на личную и семейную
тайну) физических лиц и возмещении причиненного последним морального вреда, а также о защите деловой репутации юридических лиц;
|
|
· жалобы физических лиц о признании недостоверной или представленной с нарушением закона официальной информации, представленной налоговому органу (см. ст.95 НК РФ), а равно иными органами, учреждениями, организациями и лицами.
В этом случае иск предъявляется не к налоговому органу, а к источнику такой недостоверной информации, если же в такой жалобе обжалуется как официальная информация, так и решения (действия) налогового органа (его должностного лица), основанные на обжалуемой информации, то к ответу привлекаются и «поставщик» ложной информатор, и налоговый орган;
· об отмене обжалуемого решения налогового органа по делу о налоговом правонарушении и прекращении производства по делу о налоговом правонарушении;
· об изменении обжалуемого решения налогового органа по делу о налоговом правонарушении или вынесения по такому делу нового решения.
Исковые заявления рассматриваются и разрешаются судом в порядке, установленном гражданским процессуальным, арбитражным процессуальным законодательством и иными федеральными законами (ст. 142 НК РФ).
Для целей повышения эффективности судебной защиты налогоплательщиков во многих арбитражных судах в соответствии с Указом Президента РФ от 21 июля 1995 г. № 746 «О первоочередных мерах по совершенствованию налоговой системы Российской Федерации» учреждены коллегии по рассмотрению споров в сфере налогообложения и так называемые «налоговые составы судей».
Кроме ненормативных актов налоговых органов в судебном порядке обжалуются и нормативные акты. Порядок такого обжалования содержит следующие особенности.
Нормативные акты содержат правовые нормы, рассчитанные на многократное применение и направлены широкому кругу лиц.
Ненормативных акты (требование, решение, постановление, письмо и др.) носят одноразовый характер и представляют собой акты применения норм и правил, установленных нормативными актами.
Ненормативные акты Президента РФ или Правительства РФ, нарушающие, по мнению участников налоговых правоотношений, их права, обжалуются в следующем порядке:
а) физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями обжалуют такие акты в Верховный Суд РФ;
б) организации и индивидуальные предприниматели вправе обжаловать ненормативные акты Президента РФ и Правительства РФ в Высший Арбитражный Суд РФ.
В последние годы возможности для судебной защиты прав и законных интересов субъектов налоговых правоотношений существенно расширились.
В настоящее время работает государственная организационно-правовая форма защиты граждан — Уполномоченный по правам человека. Поэтому для борьбы с недостатками российской судебной системы физические лица могут обращаться за содействием к Уполномоченному по правам человека в РФ, а в регионах — к уполномоченным по правам человека в соответствующих субъектах Федерации.
Глава 21. НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ
НДС – федеральный косвенный налог, представляющий форму изъятия в бюджет добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства товаров (работ, услуг).