ГСС РФ начала формироваться в 1992 г. в связи со становлением государственной самостоятельности России. Основой ГСС является фонд законов, подзаконных актов, нормативных документов по стандартизации. Указанный фонд представляет четырехуровневую систему:
I. Техническое законодательство.
II. Государственные стандарты, общероссийские классификаторы технико-экономической информации.
III. Стандарты отрасли и стандарты научно-технических и инженерных обществ.
IV. Стандарты предприятий и технические условия.
Техническое законодательство является правовой основой ГСС. Оно представляет совокупность законов РФ, подзаконных актов по стандартизации (постановлений Правительства РФ, приказов федеральных органов исполнительной власти), применяемых для государственного регулирования качества продукции, работ и услуг. По существу, это технические регламенты I уровня. Правовую основу его составляют прежде всего законы РФ: «О стандартизации»; «Об обеспечении единства измерений»; «О сертификации продукции и услуг». В перспективе техническое законодательство будет интенсивно пополняться законодательными и подзаконными актами, устанавливающими требования к группам однородной продукции и услуг в целях обеспечения их безопасности для людей и окружающей среды. В ряде промышленно развитых стран национальные системы стандартизации базируются на хорошо развитом техническом законодательстве.
|
|
За рубежом действует множество законов в области стандартизации качества и защиты интересов потребителей. Так, в США еще в начале века были приняты законы о качестве мяса и молока. К середине 70-х гг. количество законов, направленных на защиту интересов потребителей, достигло 150. Среди них Закон об обеспечении безопасности движения автомобильного транспорта, Закон о достоверности рекламных средств и информационных этикеток, Закон о защите детей и обеспечении безопасности игрушек и пр.
В Японии в сфере стандартизации и правовой защиты потребителей действует более 50 общенациональных законов. Центральным звеном правовой системы является Основной закон об охране интересов потребителей (принят в 1968 г.).
Нормативные документы II уровня представлены:
государственными стандартами Российской Федерации;
межгосударственными стандартами (ГОСТами), введенными в действие постановлением Госстандарта России (Госстроя России) в качестве государственных стандартов Российской Федерации (межгосударственный стандарт— стандарт, принятый Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации или Межгосударственной научно-технической комиссией по стандартизации и техническому нормированию в строительстве);
|
|
государственными стандартами бывшего.Союза ССР (ГОСТ);
правилами, нормами и рекомендациями по стандартизации;
общероссийскими классификаторами технико-экономической и социальной информации
По состоянию на начало 2000 года в федеральном фонде находилось 22 тыс. государственных стандартов (ГОСТ, ГОСТ Р).
Техническими регламентами II уровня являются: государственные и межгосударственные стандарты (далее — государственные стандарты), содержащие обязательные требования; правила по стандартизации, метрологии, сертификации; общероссийские классификаторы.
Нормативные документы III уровня представлены стандартами, "сфера применения которых ограничена определенной отраслью народного хозяйства — отраслевыми стандартами (ОСТ) или сферой деятельности— стандартами научно-технических и инженерных обществ (СТО).
Категория ОСТ введена еще в 60-е гг., поэтому их фонд является достаточно обширным (около 30 тыс.). Категория СТО впервые введена в 1992 г. Одними из первых представителей СТО явились стандарты, разработанные Российским обществом оценщиков и Научно-техническим обществом бумажной и деревообрабатывающей промышленности. Общие требования к ОСТ и СТО установлены ГОСТ Р 1.4-93 «ГСС. Стандарты отраслей, стандарты предприятий, стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений. Общие положения».
Нормативные документы IV уровня представлены НД, сфера действия которых ограничена рамками организации (предприятия) — стандартами предприятий (СТП) и техническими условиями (ТУ).
ТУ могут выступать в роли технических и нормативных документов. Двоякий статус ТУ явился причиной, по которой они не были включены Законом РФ «О стандартизации» в перечень нормативных документов. К технической документации относится совокупность документов, необходимых и достаточных для непосредственного использования на отдельных стадиях жизненного цикла продукции — проектирование, изготовление, обращение, эксплуатация. На стадии проектирования используется конструкторская и технологическая документация, на стадиях обращения и эксплуатации — эксплуатационная и ремонтная документация. ТУ как документ по качеству готовой продукции входит наряду с эксплуатационной документацией (инструкции, паспорта) в комплект товаросопроводительных документов.
К НД относятся те ТУ, на которые делаются ссылки в договорах на поставляемую продукцию(оказываемые услуги). По состоянию на 1января 1996г. действовало около 140 тыс. ТУ. Общие требования к разработке СТП установлены вышеупомянутым ГОСТ Р 1.4.
Важнейшими структурными элементами ГСС являются органы и службы стандартизации; комплекс стандартов, система контроля за внедрением и соблюдением стандартов.