Государственная система стандартизации России (ГСС РФ)

ГСС РФ начала формироваться в 1992 г. в связи со становлением государственной самостоятельности России. Основой ГСС является фонд законов, подза­конных актов, нормативных документов по стандартизации. Указанный фонд представляет четырехуровневую систему:

I. Техническое законодательство.

II. Государственные стандарты, общероссийские классификаторы технико-экономической информа­ции.

III. Стандарты отрасли и стандарты научно-тех­нических и инженерных обществ.

IV. Стандарты предприятий и технические условия.

Техническое законодательство является правовой основой ГСС. Оно представляет совокупность законов РФ, подзаконных актов по стандартизации (постановлений Правительства РФ, приказов федераль­ных органов исполнительной власти), применяемых для государственного регулирования качества продукции, работ и услуг. По существу, это технические регламенты I уровня. Правовую основу его составляют прежде всего законы РФ: «О стандартизации»; «Об обеспечении единства измере­ний»; «О сертификации продук­ции и услуг». В перспективе тех­ническое законодательство будет интенсивно попол­няться законодательными и подзаконными актами, устанавливающими требования к группам однород­ной продукции и услуг в целях обеспечения их безо­пасности для людей и окружающей среды. В ряде промышленно развитых стран националь­ные системы стандартизации базируются на хорошо развитом техническом законодательстве.

За рубежом действует множество законов в области стан­дартизации качества и защиты интересов потребителей. Так, в США еще в начале века были приняты законы о качестве мя­са и молока. К середине 70-х гг. количество законов, направ­ленных на защиту интересов потребителей, достигло 150. Среди них Закон об обеспечении безопасности движения автомо­бильного транспорта, Закон о достоверности рекламных средств и информационных этикеток, Закон о защите детей и обеспечении безопасности игрушек и пр.

В Японии в сфере стандартизации и правовой защиты по­требителей действует более 50 общенациональных законов. Центральным звеном правовой системы является Основной закон об охране интересов потребителей (принят в 1968 г.).

Нормативные документы II уровня представлены:

государственными стандартами Российской Фе­дерации;

межгосударственными стандартами (ГОСТами), введенными в действие постановлением Госстандар­та России (Госстроя России) в качестве государствен­ных стандартов Российской Федерации (межгосударственный стандарт— стандарт, принятый Меж­государственным советом по стандартизации, метрологии и серти­фикации или Межгосударственной научно-технической комисси­ей по стандартизации и техническому нормированию в строитель­стве);

государственными стандартами бывшего.Союза ССР (ГОСТ);

правилами, нормами и рекомендациями по стан­дартизации;

общероссийскими классификаторами технико-экономической и социальной информации

По состоянию на начало 2000 года в федеральном фонде находилось 22 тыс. государственных стандар­тов (ГОСТ, ГОСТ Р).

Техническими регламентами II уровня являются: государственные и межгосударственные стандарты (далее — государственные стандарты), содержащие обязательные требования; правила по стандартиза­ции, метрологии, сертификации; общероссийские классификаторы.

Нормативные документы III уровня представлены стандартами, "сфера применения которых ограничена определенной отраслью народного хозяйства — от­раслевыми стандартами (ОСТ) или сферой деятель­ности— стандартами научно-технических и инже­нерных обществ (СТО).

Категория ОСТ введена еще в 60-е гг., поэтому их фонд является достаточно обширным (около 30 тыс.). Категория СТО впервые введена в 1992 г. Одними из первых представителей СТО явились стандарты, разработанные Российским обществом оценщиков и Научно-техническим обществом бумажной и дерево­обрабатывающей промышленности. Общие требования к ОСТ и СТО установлены ГОСТ Р 1.4-93 «ГСС. Стандарты отраслей, стандарты предприятий, стандар­ты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений. Общие положения».

Нормативные документы IV уровня представлены НД, сфера действия которых ограничена рамками организации (предприятия) — стандартами предпри­ятий (СТП) и техническими условиями (ТУ).

ТУ могут выступать в роли технических и норма­тивных документов. Двоякий статус ТУ явился причиной, по которой они не бы­ли включены Законом РФ «О стандартизации» в перечень норма­тивных документов. К технической документации относится сово­купность документов, необходимых и достаточных для непосред­ственного использования на отдельных стадиях жизненного цикла продукции — проектирование, изготовление, обращение, эксплу­атация. На стадии проектирования используется конструкторская и технологическая документация, на стадиях обращения и эксплу­атации — эксплуатационная и ремонтная документация. ТУ как документ по качеству готовой продукции входит наряду с эксплу­атационной документацией (инструкции, паспорта) в комплект товаросопроводительных документов.

К НД относятся те ТУ, на кото­рые делаются ссылки в договорах на поставляемую продукцию(оказываемые услуги). По состоянию на 1января 1996г. действовало около 140 тыс. ТУ. Общие требования к разработке СТП установле­ны вышеупомянутым ГОСТ Р 1.4.

Важнейшими структурными элементами ГСС яв­ляются органы и службы стандартизации; комплекс стандартов, система контроля за внедрением и со­блюдением стандартов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: