Тенденции и основные направления развития стандартизации в РФ

Особенности организации проведения работ по стандартизации на современном этапе, выбора при­оритетных направлений стандартизации определяют­ся необходимостью финансирования работ по госу­дарственной стандартизации не только за счет госу­дарственного бюджета, но и внебюджетных источни­ков (средств хозяйствующих субъектов и пр.).

В перспективе предстоит решать ряд задач.

1. Интенсивное развитие работ по стандартиза­ции в приоритетных направлениях.

При­оритетными направлениями остаются:

экология и безопасность (в первоочередном по­рядке должны решаться задачи стандартизации дет­ского питания, пищевых продуктов с повышенным риском токсикологического воздействия на человека, потенциально опасной техники);

информационные технологии;

ресурсосбережение.

В число приоритетных за последнее время выдви­нулись:

нормативное обеспечение качества продукции с целью защиты прав потребителей — внесение в стандарты на продукцию требований безопасности, стандартизация идентификационных параметров и методов их определения для предотвращения фаль­сификации продукции (алкогольная и табачная про­дукция, косметика и парфюмерия и т.п.);

стандартизация бухгалтерской ибанковской дея­тельности;

стандартизация услуг по оценке имущества.

2. Формирование технического законодательства в области стандартизации.

Развитие технического законодательства (техни­ческих регламентов) должно осуществляться в следу­ющих направлениях:

разработка по конкретным группам и видам про­дукции или деятельности законодательных актов, ко­торые должны определять особенности (или более жесткие режимы, чем это принято в основополагаю­щих законах) проведения работ по стандартизации, метрологическому обеспечению и сертификации;

включение непосредственно в законодательные акты - законы, постановления Правительства РФ и т.д. (как аналоги применяемых в ВТО технических регламентов) — конкретных требований, в частности нормативов, т. е. норм прямого действия.

Предполагается, что законы должны разраба­тываться в двух основных случаях: если в рамках процедур разработки стандартов не удается достигнуть консенсуса, в связи с чем принятие стандартов затя­гивается или откладывается на неопределенное вре­мя; а необходимость регулирования параметров про­дукции (работ, услуг) на общегосударственном уров­не стала очевидной; когда несоблюдение требований по ранее принятым действующим стандартам, имею­щим общегосударственное значение, приобретает си­стематический характер.

3. Гармонизация стандартов и информационное взаимодействие.

Предполагается решение двух задач:

обеспечение гармонизации отечественных стан­дартов с международными;

информационное взаимодействие с другими государства­ми.

Решение первой задачи следует увязывать с воз­можностью финансирования работ. В первую оче­редь должна осуществляться гармонизация стандар­тов в тех областях, где зафиксировано наличие тех­нических барьеров.

Для решения задачи информационного взаимо­действия с другими государствами создан Центр обработки запросов, касающихся отечественных и зарубежных стандартов. Технически работа этого Центра должна обеспечиваться телеком­муникационной компьютерной сетью, основными пользователями которой будут международные и за­рубежные экспортеры и импортеры.

4. Актуализация действующего фонда государст­венных стандартов.

Она должна осуществляться в темпах, соответст­вующих передовой зарубежной практике стандарти­зации (сейчас в России ежегодное обновление НД находится в пределах 2%, тогда как в ЕС, США, Япо­нии - 10-12%).

5. Повышение роли добровольных стандартов.

Добровольные стандарты, заключая в себе реко­мендуемые требования, предпочтительны для приме­нения в целях повышения конкурентоспособности продукции (услуг). Переход в России на полностью добровольный характер применения стандартов дол­жен быть постепенным. Его полному завершению должны предшествовать: расширение масштабов за­конодательного регулирования безопасности и каче­ства продукции; более широкое использование субъ­ектами хозяйствования практики применения ссылок на стандарты в договорах (контрактах) и другой ком­мерческой документации.

К сугубо добровольным стандартам на современ­ном этапе можно отнести в первую очередь стандарты с перспективными требованиями, опережающими воз­можности традиционных технологий; стандарты раз­ных категорий на основе международных (региональ­ных) стандартов и национальных стандартов ведущих стран, уровень требований которых превосходит отечественные государственные стандарты, а их массовое внедрение является капиталоемким мероприятием.

6. Широкое участие субъектов хозяйствования и иностранных инвесторов в финансировании разра­ботки новых стандартов.

Сознавая особую социальную значимость обеспе­чения населения безопасными и высококачествен­ными продуктами питания, разработку стандартов на продовольственные товары спонсируют, например, такие организации, как Калининградский ЦСМ, Ростест—Москва, журнал «Стандарты и качество», Национальный фонд защиты потребителей.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: