Заключение. Городские экосистемы – это «дети цивилизации» и «паразиты» биосферы

Городские экосистемы – это «дети цивилизации» и «паразиты» биосферы. В городах процессы поглощения и преобразования солнечной энергии и ресурсов атмосферы и почвы в органическое вещество незначительны. Города живут за счет энергии, поступающей из промышленных экосистем (энергетического комплекса), и ресурсов, которые импортируются из других экосистем, в первую очередь – сельскохозяйственных. Продукция города не биологическая, а промышленная и информационная (печатные издания, теле- и радиопередачи и др.). Кроме того, нежелательной «продукцией» городов является огромное количество жидких, газообразных и твердых бытовых отходов и целый «букет» физического загрязнения – шумового, электромагнитного, радиационного, а также видеозагрязнения. В городских экосистемах невозможно формирование экологического равновесия.

И тем не менее, отказаться от городов человечество не может, более того, во всем мире все активнее идет процесс урбанизации. И поэтому главная задача экологии – уменьшить вредное влияние городов на естественные и сельскохозяйственные экосистемы и обеспечить в них условия для жизни основного консумента этой искусственной экосистемы – человека. При этом не удастся расселить горожан в экосити. От крупных городов и многомиллионных мегаполисов избавиться нельзя, однако их можно экологически благоустроить.

Трудной проблемой городской экологии является уменьшение влияния автомобильного транспорта на атмосферу. Решить ее можно, уменьшив роль личного транспорта и улучшив качество самих автомобилей (снизить нормы потребления горючего и выбросов в окружающую среду). Проблемой является и уменьшение количества бытовых отходов, их переработка и хранение на оборудованных городских свалках.

Большую роль в смягчении влияния негативных факторов городской среды на человека играют растения. Зеленые насаждения улучшают микроклимат, очищают воздух от загрязняющих веществ, благотворно влияют на психическое состояние горожан.

Экология города начинается с экологии квартиры. В каждой квартире можно много сделать для того, чтобы снизить уровень загрязнения (и химического, и электромагнитного), более экономно расходовать ресурсы и энергию, уменьшить количество бытовых отходов.

В России в городах проживает примерно 70% населения, значит, из трех школьников, которые читают этот учебник, двое – горожане, а третий хоть и живет в селе, часто бывает в городе. Поэтому знать основы экологии города нужно каждому.

Индивидуальное задание

Темы рефератов:

1. Почему нельзя расселить население планеты в экосисти?

Рассмотрите тенденцию урбанизации населения мира и отдельных стран (в том числе и России), постарайтесь найти данные для характеристики урбанизации в вашем регионе. Прикиньте, какая площадь приходится на одного горожанина в экосити (для этого можно взять площадь участка вокруг коттеджа) и рассчитайте, какую площадь заняли бы экосити при таком варианте расселения горожан в вашем регионе.

2. Если бы я был мэром.

Опишите план действий по улучшению экологии города в ситуации, если бы вас выбрали мэром. Опишите все основные сферы своей деятельности по экологическому благоустройству города – транспортному хозяйству, озеленению, экологизации производства в городской черте, утилизации бытовых отходов.

В качестве основной литературы используйте книги Б. Небела, П. И Ч. Ревеллей, Т. Миллера, а также Т.К. Горышиной «Растения в городе» (М.: Изд-во ЛГУ, 1991). Поможет вам и учебник Г.С. Камериловой «Экология города: урбоэкология» (М,: Просвещение, 1997).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: