Эффективная финансовая деятельность предприятия невозможна без постоянного привлечения заемных средств. Использование заемного капитала позволяет существенно расширить объем хозяйственной деятельности организации, обеспечить более эффективное использование собственного капитала.
Заемный капитал, используемый предприятием, характеризует в совокупности объем его финансовых обязательств (общую сумму долга).
Деятельность предприятия неразрывно связана с функционированием кредитного рынка. Прямыми участниками финансовых операций на кредитном рынке выступают кредиторы и заемщики. Главной особенностью механизма функционирования кредитного рынка является то, что ценой обращающихся на нем кредитных инструментов выступает ставка процента за кредит.
Цена предложения денежных и других кредитных инструментов формируется на дифференцированной основе по каждому конкретному кредиту по следующей модели:
ЦПк = УС + ИП + ПР + ПЛ + М,
Где ЦПк – уровень кредитного процента (цена привлечения кредитных ресурсов);
УС – уровень действующей учетной ставки НБРБ;
ИП – уровень инфляционной премии, приравниваемый обычно к прогнозируемому темпу инфляции;
ПР – премия за риск, рассчитанная исходя из уровня кредитного риска по конкретному заемщику;
ПЛ – уровень премии за ликвидность, определяемый сроком предоставления кредита с учетом оценки его будущей стоимости;
М – уровень маржи, определяемый конкретным финансово-кредитным учреждением с учетом специфики условий осуществления его кредитной деятельности.
Управление привлечением заемных средств представляет собой целенаправленный процесс их формирования из различных источников и в разных формах в соответствии с потребностями предприятия в заемном капитале на различных этапах его развития. Выбор форм привлечения заемных средств определяют исходя из специфики и целей хозяйственной деятельности.






