Факторы роста прибыли и повышения рентабельности

Получение прибыли требует большого профессионализма в управлении производством и в то же время связано со значительной степенью предпринимательского риска. Задачей в управлении прибылью является расчет и минимизация рисков путем реального планирования и прогнозирования результатов деятельности предприятия с учетом факторов, на них влияющих.

На изменение прибыли оказывает влияние множество факторов. Количественно измеряют влияние факторов 1-го, 2-го, 3-го порядка (рис. 7.2).

Факторы 1-го порядка Факторы 2-го порядка Факторы 3-го порядка
  Прибыль от продаж Объем реализованной продукции Структура реализованной продукции Полная себестоимость реализованной продукции Цены на продукцию   Завышение цен Нарушение стандартов, технологии производства Изменение конъюнктуры рынка
  Прибыль от прочих операций Прибыль от реализации имущества Доходы по ценным бумагам Доходы от долевого участия
  Прибыль от внереализационных операций Штрафы, пени Прибыль и убытки прошлых лет Поступление списанной дебиторской задолженности Безвозмездная помощь

Рис. 7.2. Факторы, определяющие величину общего финансового результата

Также все факторы изменения прибыли предприятия можно разделить на две группы: зависящие и не зависящие от усилий предприятия. Практически вне сферы воздействия предприятия находится конъюнктура рынка, уровень цен на потребляемые материально-сырьевые и топливно-энергетические ресурсы, инфляция, нормы амортизационных отчислений, налоговые выплаты, страховые расходы, величина ссудного процента и т.п.

К факторам, зависящим от предприятия, относятся объем производства и реализации продукции, себестоимость продукции, уровень хозяйствования, компетентность руководства, конкурентоспособность продукции, организация производства и т.п.

Влияние внутренних факторов на финансовые результаты деятельности предприятия во многом зависит от предпринимательской инициативы и степени инновационной деятельности предприятия. Основными направлениями инновационной деятельности предприятий, обеспечивающими рост прибыли являются:

ü производственное направление – разработка и производство нового товара или товара, отличающегося повышенным качеством;

ü коммерческое направление – освоение нового рынка товаров, нахождение новых покупателей на товар, прорыв на иностранный рынок;

ü технологическое направление – внедрение ресурсосберегающих технологий, повышение производительности труда, новые виды и источники сырья, снижение себестоимости продукции;

ü организационно-управленческое направление – внедрение прогрессивных управленческих технологий, научная организация труда и т.д.

Таким образом, важнейшей задачей управления прибылью является реальное прогнозирование и планирование результатов деятельности организации с учетом факторов, на них влияющих

7.3. Методы планирования и прогнозирования прибыли.

Одним из важнейших участков финансовой работы на предприятии является планирование его прибыли. На практике используется несколько методов планирования прибыли, которые основаны на учете влияния на величину прибыли различных факторов.

Предприятия планируют прибыль, используя в сочетании два метода расчетов:

• метод прямого детального счета;

• аналитический метод, основанный на учете влияния различных факторов на величину прибыли.

Метод прямого детального счёта состоит в том, что на планируемый период прибыль от реализации исчисляется по каждому изделию или группам однородных изделий как разница между объемом их реализации в отпускных ценах (без косвенных налогов) и его полной себестоимости, а затем результаты суммируются в целом по предприятию. При этом используется формула:

П = В - НДС – Р – А – С или П = О1 + Т - О2,

где П — прибыль от реализации продукции; В — выручка от реализации продукции в отпускных ценах; Р — отчисления в республиканский целевой бюджетный фонд; А — акциз; С — полная себестоимость реализуемой продукции; O1 — прибыль в остатках готовой продукции на начало планируемого года; Т — прибыль в товарной продукции планируемого года; О2 — прибыль в остатках готовой продукции на конец планируемого года.

Прибыль по товарному выпуску продукции определяется исходя из плана производства продукции по развёрнутой номенклатуре, плановых калькуляций полной себестоимости, отпускных цен и сумм косвенных налогов в цене каждого изделия.

Прибыль в переходящих остатках готовой продукции обычно рассчитывается по всей их совокупности. Поскольку эти остатки в бухгалтерском учете учитываются не по полной, а по производственной себестоимости, то и в расчёте прибыли они принимаются по производственной себестоимости. Все коммерческие расходы условно относятся на выпуск товарной продукции.

Аналитический метод планирования, значение которого состоит в том, что расчет ведется по каждому фактору, влияющему на её размер, в отдельности, а затем подводится общий результат.

Наиболее простым аналитическим методом планирования прибыли от выпуска товарной продукции (П) является её расчёт на планируемый год на основе показателя затрат на рубль товарной продукции по формуле

П = Т • (100 - 3): 100,

где Т — товарная продукция в отпускных ценах за вычетом косвенных налогов; 3 — полная себестоимость товарной продукции.

За базу расчета при таком методе планирования принимаются затраты на рубль товарной продукции, сложившиеся за отчетный год и которые корректируются с учетом предполагаемых изменений в плановом году стоимости потребляемых материальных, энергетических ресурсов, уровня заработной платы и др.

Метод планирования прибыли на основе затрат на рубль товарной продукции имеет ограниченное аналитическое значение, так как в полученном результате отражается влияние сразу двух факторов: изменение объема производства товарной продукции и изменение её себестоимости.

Вторым вариантом аналитического метода является планирование при помощи показателя базовой рентабельности. Этот метод позволяет рассчитать прибыль на планируемый год только по сравнимой товарной продукции. Затем отдельно определяются прибыль по несравнимой товарной продукции, прибыль в переходящих остатках готовой продукции и, как результат, прибыль от реализации продукции в плановом году.

Границей маневрирования при планировании прибыли служит порог окупаемости затрат (точка безубыточности). Точка безубыточности — это такой объем выручки от реализации, при котором предприятие не получает ни прибыли, ни убытка.

Определение точки безубыточности и планирование прибыли строятся на основе эффекта операционного (производственного) рычага, т.е. того запаса финансовой прочности, при котором предприятие может позволить себе снизить объём реализации, не получив убытков. Эффект операционного рычага состоит в том, что любое изменение выручки от реализации приводит к ещё большему изменению прибыли, что обусловлено непропорциональным воздействием условно-постоянных и условно-переменных затрат на финансовый результат. Чем выше доля условно-постоянных расходов в себестоимости продукции, тем сильнее воздействие операционного рычага, и, наоборот, при росте объёма продаж доля условно-постоянных расходов в себестоимости падает, и воздействие операционного рычага уменьшается. Изменяя соотношение между постоянными и переменными затратами. Предприятие может воздействовать на объём прибыли. Сила воздействия операционного рычага (С) определяется по формуле:

С = В – Зперп) / П,

где В – выручка от реализации продукции в ценах без косвенных налогов; Зпер – переменные затраты; Мп – маржинальная прибыль; П – прибыль от реализации продукции.

Процесс планирования прибыли на предприятии не заканчивается определением ее суммы на предстоящий период, а продолжается путем ее корректировки при изменении экономической ситуации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: