Права, обязанности, ответственность предприятий, установленные налоговым законодательством

Осуществляя хозяйственную деятельность, предприятия в установленном порядке уплачивают налоги и другие отчисления в бюджет. Перечень платежей в бюджет и во внебюджетные фонды регламентируется действующим законодательством республики, а порядок расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами по отдельным видам платежей – соответствующими методическими указаниями и инструкциями Министерства финансов Республики Беларусь и Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь.

Взаимоотношения организаций и предприятий с налоговыми органами регулируется Налоговым кодексом Республики Беларусь. Данным законом определяется порядок постановки предприятия на учет, права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов, виду налогов и отчислений, порядок проведения налоговых проверок.

Постановка на учет организации производится по ее заявлению в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, которое подается не позднее десяти рабочих дней со дня получения ими свидетельства о государственной регистрации. Налоговый орган обязан осуществить постановку на учет плательщика в течение пяти рабочих дней со дня получения им заявления с приложением необходимых документов (сведений). При постановке на учет в налоговом органе каждому плательщику присваивается единый по всем налогам, сборам (пошлинам) учетный номер плательщика. Сведения о плательщике с момента постановки его на учет признаются налоговой тайной.

Как плательщик предприятие имеет право:

ü получать от налоговых органов по месту постановки на учет бесплатную информацию о действующих налогах, сборах (пошлинах), актах налогового законодательства, а также о правах и обязанностях плательщиков, налоговых органов и их должностных лиц;

ü получать от налоговых органов и других уполномоченных государственных органов письменные разъяснения по вопросам применения актов налогового законодательства;

ü представлять свои интересы в налоговых органах самостоятельно или через своего представителя;

ü использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленных Налоговым кодексом и иными актами налогового законодательства;

ü на зачет или возврат излишне уплаченных, а также излишне взысканных сумм налогов, сборов (пошлин), пеней в порядке, установленном Налоговым кодексом;

ü присутствовать при проведении налоговой проверки;

ü получать акт налоговой проверки; представлять в налоговые органы и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, сборов (пошлин), а также возражения (разногласия) по актам проведенных налоговых проверок;

ü требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения актов налогового законодательства при совершении ими действий в отношении плательщиков;

ü требовать соблюдения налоговой тайны;

ü обжаловать решения налоговых органов, действия (бездействие) их должностных лиц;

ü на возмещение убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов, неправомерными действиями (бездействием) их должностных лиц, в порядке, установленном законодательством.

В обязанности предприятий как плательщиков налогов входит:

1. уплачивать установленные налоговым законодательством налоги, сборы (пошлины);

2. стать на учет в налоговых органах;

3. вести в установленном порядке учет доходов (расходов) и иных объектов налогообложения;

4. представлять в налоговый орган по месту постановки на учет в установленном порядке бухгалтерские отчеты и балансы, налоговые декларации (расчеты), а также другие необходимые документы и сведения, связанные с налогообложением;

5. вести учет дебиторской задолженности и не позднее десяти рабочих дней со дня возникновения задолженности по уплате налогов, сборов (пошлин), пеней представлять в налоговый орган по месту постановки на учет перечень дебиторов с указанием суммы дебиторской задолженности;

6. представлять в налоговые органы и их должностным лицам при проведении налоговых проверок документы и сведения, необходимые для налогообложения. Обеспечивать должностным лицам налоговых органов, прибывшим для проведения выездной налоговой проверки, возможность осуществления их прав и обязанностей, включая предоставление помещений, пригодных для рассмотрения и оформления необходимой документации;

7. подписать акт налоговой проверки. В случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, представить возражения по этому акту в срок, установленный Налоговым кодексом;

8. выполнять законные указания налогового, таможенного органа об устранении выявленных нарушений налогового законодательства;

9. сообщать в налоговый орган по месту постановки на учет:

9.1. об открытии или закрытии текущего (расчетного) или иного счета в банке в срок не позднее пяти рабочих дней со дня открытия или закрытия счета.

9.2. о принятии решения о ликвидации или реорганизации организации в срок не позднее пяти рабочих дней со дня принятия такого решения;

9.4. об обособленных подразделениях организации – в срок не позднее десяти рабочих дней со дня их создания или ликвидации;

9.5. об изменении места нахождения в срок не позднее десяти рабочих дней со дня такого изменения;

10. представлять в налоговый орган по месту постановки на учет документы, подтверждающие право на использование налоговых льгот;

11. обеспечивать в течение сроков, установленных законодательством, сохранность документов бухгалтерского учета, учета доходов (расходов) и иных объектов налогообложения, других документов и сведений, необходимых для налогообложения;

12. обеспечивать, если иное не установлено законодательством, наличие документов, форма которых утверждена уполномоченными государственными органами, о приобретении товарно-материальных ценностей в местах хранения этих товарно-материальных ценностей, при их транспортировке и в местах продажи, а также документов, подтверждающих отпуск товаров из мест хранения в места продажи;

13. при реализации товаров (работ, услуг) за наличный расчет обеспечивать прием наличных денежных средств в порядке, определяемом законодательством.

Каждое предприятие, как налогоплательщик, несет установленную законодательством Республики Беларусь ответственность за правильность исчисления, своевременность уплаты налогов в бюджет и соблюдении действующего налогового законодательства.

Местные инспекции Министерства по налогам и сборам систематически проверяют состояние расчетов предприятия с бюджетом и внебюджетными фондами. Законодательством Республики Беларусь предусмотрены широкие права налоговым инспекциям. В частности, они могут применять к предприятию финансовые санкции в виде взыскания всей суммы сокрытой или заниженной прибыли либо суммы налога за иной сокрытый (неучтенный) объект налогообложения и штрафа в размере той же суммы. Взыскания также могут налагаться на предприятие за ведение учета прибыли с нарушением установленного порядка, за непредставление либо несвоевременное представление налоговых деклараций, отчетов, расчетов и других документов, необходимых для исчисления и уплаты и других обязательных платежей.

Так, неуплата или неполная уплата плательщиком суммы налога, сбора, пошлины, в том числе совершенная путем занижения, сокрытия налоговой базы, влечет наложение штрафа на ИП в размере 20% от неуплаченной суммы налога (сбора, пошлины), но не менее 2 б.в.; на юридическое лицо – в размере 20% от неуплаченной суммы налога (сбора, пошлины), но не менее 10 б.в.

Суммы налогов и неналоговых платежей в бюджет, излишне поступившие в результате неправильного их исчисления либо нарушения установленного порядка взимания, по заявлению плательщика подлежат возврату либо зачету в счет других причитающихся с плательщика сумм.

8.3 Цели и задачи налогового планирования на предприятиях.

Варианты поведения налогоплательщиков.

1. Уклонение от уплаты налогов - занижение налогоплательщиками своих налоговых обязательств способами прямо или косвенно запрещенными законом, а также полное уклонение от налогов. При этом намеренное или намеренное (связанное с нечеткостью налоговых требований недопониманием их налогоплательщиками по белорусским законам) уклонение от налогов влечет одинаковую финансовую ответственность. Это обстоятельство необходимо серьезно оценивать при налоговом планировании, так как экономические санкции, налагаемые налоговыми органами, лишают предприятия значительной доли заработанной ими прибыли.

2. Обход налогов в отличие от уклонения от них связан с ситуацией, когда предприятие выбирает для себя деятельность, по закону не подлежащую налогообложению (например, общественную деятельность), либо получает доходы, не облагаемые налогом (например, от экспорта при ставке НДС — 0%). Эта модель поведения находится в рамках закона и не расценивается как уклонение от налоговых обязательств.

В другом аспекте рассматривается обход налогов, когда предприниматель не регистрирует свой бизнес в налоговых органах. Используются при этом налоговые «убежища», дробление сделок, оформление мнимых или притворных сделок, применение трансфертных цен между ассоциированными предприятиями, выплаты неучтенной заработной платы «в конвертах» и другие способы ухода от налогов. По оценкам специалистов, масштабы теневого, не облагаемого налогами бизнеса, в странах переходной экономики составляют в среднем от 20 до 40% Подобного рода налоговое мошенничество наказывается не только посредством экономических санкций, но и в уголовном порядке.

3. Отсутствие у бухгалтера уверенности в правомерности своих действий по уменьшению налоговых платежей и опасения подвести коллектив под экономические санкции обусловливают самую распространенную в Беларуси модель взаимоотношений с государственным бюджетом — уплату налогов без вариантов, не учитываются также и методы планирования. Следует заметить, что эта модель считается самой непродуктивной Она практически не используется в странах с развитыми налоговыми традициями. В этих государствах существует и развивается наука о налоговом менеджменте, позволяющая предприятиям взвешенно выбирать оптимальный вариант ведения бизнеса, обеспечивающий минимизацию налоговых платежей. Налогоплательщики в развитых странах при достаточно высоких ставках налогообложения, доходящих до 20—25% валового дохода, за счет хорошо организованного налогового планирования платят в бюджет не более 10—15%.

4. Налоговое планирование приобретает особое значение, так как позволяет в значительной степени минимизировать платежи в бюджет и использовать финансовые ресурсы на решение внутренних стратегических задач.

Налоговое планирование определяется как организация деятельности налогоплательщика таким образом, чтобы минимизировать его налоговые обязательства на стабильный период времени в рамках действующих законов. Его сущность заключается в признании за каждым налогоплательщиком права использовать все допустимые законом средства, приемы и способы снижения налоговой нагрузки. Это достигается свободой выбора между различными вариантами деятельности, свободой размещения активов, использованием установленных законом льгот, а также учетом налоговой, инвестиционной и в целом экономической политики государства.

Налоговое планирование должно присутствовать, прежде всего, на стадии регистрации предприятия, так как сама его организационная форма способна давать существенные льготы в налогообложении. Примером служат иностранные и совместные предприятия, которые в отличие от отечественных предприятий могут уменьшать его платежи за счет направления части прибыли в резервный фонд, имеют преимущества в ценообразовании, использовании валютной выручки и т. д. Налоговые «гавани» находятся также в СЭЗах и в оффшорных зонах

Налоговое планирование состоит из несколько этапов:

· Определение текущей налоговой нагрузки организации. Прежде чем использовать «налоговые схемы», необходимо провести анализ текущей налоговой нагрузки.

· Формирование налоговой учетной политики организации. Грамотная учетная политика организации помогает оптимизировать налоговые платежи, используя методы, предлагаемые самим государством.

· Экономико-правовой анализ договоров, заключенных (заключаемых) организацией. Например, вместо покупки основного средства, можно оформить его в лизинг. При покупке ОС его амортизация растянется на несколько лет, а при лизинге будет принята в расходы сразу. Однако стоимость ОС при лизинге будет, естественно, дороже, чем при приобретении. Какой вариант выгоднее, можно сказать, только имея цифры на руках.

Еще один вариантов замены договора – разделение его несколько. Например, организация приобретает ОС, в стоимость которого входит его обслуживание, обучение персонала и т.д. Целесообразно выделить стоимость услуг в отдельный договор, а уже оставшуюся стоимость ОС амортизировать. От подобной операции может быть достигнут следующий эффект:

- уменьшается стоимость имущества и, соответственно, налог на имущество;

- в части услуг расходы уменьшаются единовременно, а не через амортизацию в течение ряда лет;

- если имущество приобретается для капитального строительства и учитывается на счете 08 «Капитальные вложения», то суммы НДС (в части услуг) также будут списаны сразу, а не после введения объекта в эксплуатацию.

Разделение договора также целесообразно также при заключении подряда с физическим лицом, например, на выполнение работ из материалов исполнителя (ремонт техники, строительные работы и т.д.). Заключается два договора: купли-продажи материалов и подряда на выполнение работ из материалов заказчика. В этом случае базой для исчисления платежей в Фонд социальной защиты населения будет являться только сумма вознаграждения по договору подряда (фактически только оплата труда исполнителя).

· Применение специальных методов налогового планирования (схем), а также налоговых льгот.

В условиях постоянно меняющегося законодательства налоговое планирование становится непрерывным процессом. Важно не пропустить изменения законодательства или трактовку положения закона официальными органами, которые чтобы своевременно внести изменения в правила учета, в схему начисления налогов; оформление отдельных льгот или, наоборот, отказ от них.

Вместе с тем не меньшее значение для обеспечения финансовой устойчивости предприятий имеет и оперативное налоговое планирование, регулирующее в реальном масштабе времени денежные потоки предприятия, связанные с платежами в государственный бюджет.

Основным инструментом оперативного налогового планирования на предприятии может служить налоговый календарь, предназначенный для прогнозирования предстоящих платежей и обеспечения их уплаты в установленные сроки. Базой для эффективной работы по исчислению и уплате налогов должен служить хорошо поставленный и компьютеризированный бухгалтерский учет, дающий исчерпывающую информацию за любой период времени. Наличие такой информации позволяет финансовому менеджеру регулировать базу налогообложения и добиваться экономии за счет этого фактора. Речь идет о возможностях варьирования сроками оформления хозяйственных операций с целью перенесения получения выручки, прибыли или имущества на следующий месяц и тем самым переложения платежей на будущий отчетный период. Временная отсрочка платежей при перенесении пограничных операций на следующий месяц не только обеспечивает использование налоговых сумм в обороте предприятий, но и дает инфляционную экономию в результате удешевления будущих платежей (правило NPV).

Налоговое планирование должно носить комплексный характер, так как не исключено, что снижение одних налогов будет происходить при росте других их видов. При этом следует учитывать, что оптимальные налоговые схемы создаются не самостоятельно, а достигаются на основе эффективного менеджмента на предприятии.

Что касается влияния государства на налоговую нагрузку предприятий, то следует отметить, что в Республике Беларусь принят ряд мер по ее снижению. Так, налоговая нагрузка в 2005 году составляла 31,7%, а в 2009-м - 24,4%, т.е. произошло ее снижение на 7,3 п.п.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: