В. Общественные благи и большие группы

Сочетание личных и общественных интересом и одной организации наводит на параллель с рынком свободной конкуренции. Фирмы, функционирующие в условиях совершенной конкуренции, например, заинтересованы в повышении цен на продукцию своей отрасли. Какая-либо фирма не может установить более высокие цены на спою продукцию, если другие фирмы в этой отрасли не повысят цены, так как рынок свободной конкуренции имеет тенденцию выравнивать цены. Однако фирма па конкурентном рынке заинтересована и том, чтобы продать как можно больше споен продукции, пока издержки на производство дополнительной единицы не превысят ее цены. В этом действии невозможно найти никакого общею интереса; интерес каждой конкретной фирмы противостоит интересам всех прочих фирм: чем больше продаст конкурент, тем меньше будет цепа и доход для фирмы.

Короче говоря, когда речь заходит о повышении общего уровня цен, здесь нее -фирмы единодушны (то есть имеют общую цель), но как только дело доходит до объема продаж, здесь интересы фирм становятся антагонистичными. Это положение может быть проиллюстрировано элементарной моделью спроса и предложения. Для простоты представим, что отрасль совершенной конкуренции находится в кратковременном неравновесии. Причем цена на продукцию превышает предельные издержки для любой из фирм при данном уровне объема продукции. Предположим также, что процесс приспособления идет среди фирм, которые в данный момент находятся в отрасли (то есть не будет вхождения новых фирм в отрасль), и что отрасль находится на неэластичном отрезке своей кривой спроса. Так как цепа превышает предельные издержки для всех фирм, то выпуск увеличится. Но, при увеличении объема выпуска цена будет снижаться (в самом деле, общий доход 'отрасли упадет, так как мы предположили, что кривая спроса на продукцию данной отрасли неэластична). Очевидно, каждая фирма обнаруживает, что несмотря на превышение целой предельных издержек, увеличение выпуска продукции фирмой приводит к получению меньшей прибыли. Некоторые экономисты ставили под вопрос возможность подобного результата12, но тот факт, что в модели свободной конкуренции фирмы, максимизирующие прибыль, могут действовать против собственных интересов,будучи группой, сейчас довольно широко признан13. Группа фирм, максимизирующих прибыль, может способствовать снижению совокупной прибыли, так как каждая фирма при свободной конкуренции но определению настолько мала, что не способна оказывать воздействие на цену путем изменения собственного объема производства. Фирма усматривает преимущество в увеличении выпуска до точки, в которой предельные издержки равны цене и, таким образом, игнорирует влияние дополнительного выпуска на состояние отрасли. Чистый результат выразился в том, что все фирмы оказались в проигрыше, но это не означает, что каждая из фирм не максимизировала свою прибыль. Если фирма, предвидя падение цеп в результате увеличения выпуска продукции, будет вынуждена сокращать свое собственное производство, она потеряет еще больше, так как цена все равно упадет. Фирма на рынке совершенной конкуренции получает ничтожную часть от общей прибыли отрасли.

Теперь понятно, что если фирмы в отрасли максимизируют свою прибыль, то прибыль для всей отрасли в целом будет меньше, чем она могли бы быть при других целевых установках14.

Почти все согласятся, что этот теоретический вывод соответствует фактам, если мы рассматриваем рынки совершенной конкуренции. Важно обратить внимание на то, что, хоти все фирмы заинтересованы в повышении цен на продукцию отрасли, каждая из них в отдельности хочет перенести бремя издержек по осуществлению этой задачи на другие фирмы, так как ни одна из фирм не хочет уменьшать собственный объем производства.

Вмешательство извне становится практически единственным фактором, не позволяющим ценам падать так, как показано выше. От такого поведения группы фирм, которое направлено и сторону, противоположную их прямым интересам, их может удержать правительственный контроль цен, тарифы, картельные соглашения и т.д. Такое вмешательство в рыночные процессы является довольно частым. Каким образом отрасль получает помощь правительства для поддержания цен на свой продукт?

Рассмотрим гипотетическую конкурентную отрасль и предположим, что большинство производителен отрасли желают установления тарифов (или какого - либо другого правительственного вмешательства), чтобы повысить цену на свой продукт. Для того, чтобы получить подобную помощь от правительства, производители отрасли будут вынуждены сформировать лоббистскую организацию; им необходимо стать активной влиятельной группой15. Эта лоббистская организации должна будет провести значительную кампанию. Если возникнет серьезное сопротивление, то потребуется сильная финансовая поддержка"1. Эксперты в области общественных отношений должны будут влиять на прессу, станет необходимым проведение рекламной кампании. Профессиональным организаторам может понадобиться пронести несколько "спонтанных" встреч обеспокоенных промышленником отрасли, и убедить их написать письма и Конгресс). Кампания но привлечению правительственной помощи отнимет время и деньги некоторых производителей отрасли.

Можно провести очень важную параллель между проблемой; возникающей при попытке конкурентной отрасли получить правительственную помощь, и проблемой, с которой отрасль сталкивается, когда фирмы пытаются поднять выпуск и тем самым снижают цены. Также как для определенного производителя было бы нерациональным сокращать производство продукции из-за того, что повысится цена по отрасли в целом, так и нерациональным кажется жертвовать свои время и деньги для получения правительственной помощи через лоббистскую организацию. Ни в одном из этих случаев индивидуальный производитель не захочет брать на себя все издержки. Лоббистская организация или профессиональный союз, или любая другая организация, служа интересам большой группы производителей или рабочих в какой-либо отрасли, не полупит никакой помощи от рациональных, думающих только о себе индивидов этой отрасли. Это верно даже в том случае, когда каждый убежден, что предлагаемая программа действительно в его интересах (хотя на самом деле некоторые сомневаются в правильности программы, чем делают организаторскую задачу еще более трудной)18.

Хотя лоббистская организация - лишь одна из возможных параллелей между организацией и рынком, она имеет некоторое практическое значение. Существует множество влиятельных и хорошо финансируемых лобби, пользующихся поддержкой масс, но эти лоббистские организации получают поддержку отнюдь не благодаря каким-либо их достижениям в области законодательства. Наиболее влиятельные лоббистские организации получают свои фонды по совсем другим причинам, о которых будет сказало позднее.

Некоторые критики могут поспорить с этим утверждением, заявляя, что рациональный индивид на самом деле будет поддерживать большую организацию (например, лоббистскую), так как знает, что если он сам не вложит в нее деньги, другие тоже этого не сделают, и тогда организация потерпит крах, и он останется без той выгоды, которую она могла бы ему принести. Но по аналогии с рынком совершенной конкуренции, были бы настолько же справедливым заявлять, что цены никогда не упадут ниже уровня, который установила бы монополия, так как все фирмы предвидят, что если одна фирма повысит свой объем производства, то и все другие поступят подобным образом, произойдет снижение цен; таким образом, ни одна из фирм не пойдет па разрушительное для уровня цен увеличение выпуска собственной продукции. Б действительности так никогда не происходит ни па рынке свободной конкуренции, ни в большой организации. Когда число повлеченных в отрасль фирм велико, никто не заметит эффекта, произведенного повышением объема выпуска одной фирмой, и, таким образом, никто нe изменит своих планок из-за этого.

Подобным образом, и большой организации потеря одного плательщика не увеличит сколько-нибудь значительно износ другого плательщика, и рациональный индивид не согласится поверить, что его уход из организации повлечет за собой уход и других членов организации.

Приведенный выше аргумент в конце концов может представлять определенную ценность для исследований экономических организаций, являющихся средством, при помощи которого индивиды пытаются получить то же, что они получают, действуя на рынке самостоятельно. Профсоюзы, например, - организации, посредством которых рабочие стараются достичь более высокой зарплаты, лучших условий работы и т.д., то есть того же, чего они пытаются добиться самостоятельно, действуя на рынке. О самом деле, было бы странным, если бы рабочие не сталкивались и профсоюзе с теми же проблемами, с которыми они сталкиваются на рынке, так как их усилия и гам, и там имеют одинаковые цели.

Однако, как бы не были похожи намерения агентов, критики могут заявить, что отношения в организациях совсем иные, чем на рынке. В организациях присутствует и так называемый эмоциональный или идеологический элемент. Становится ли от этого наше утверждение совершенно не имеющим практического значения?

Наиболее важный тип организации - национальное государство - послужит нам примером справедливости нашего заявления. Патриотизм в настоящее время является, скорее всего, сильнейшим из не­экономических мотивов для создания организации. Наш пек иногда называют пеком национализма. Многие нации черпают дополнительную силу и чувства из идеологии, например, демократии или коммунизма, общей религии, общего языка или культурного наследия. И государство не только зиждется на всех этих очень сильных источниках, они очень важны и с экономической точки зрения. Почт любое правительство экономически выгодно для своих граждан, благодаря тому, что закон и порядок, которые оно обеспечивает, становятся предпосылкой к любой цивилизационной экономической деятельности. Но, несмотря на великую силу патриотизма, притягательность национальной идеологии, объединяющую силу общей культуры и обязательность закона и порядка, ни одно большое государство в современной истории не было способно поддерживать себя только за счет добровольных взносов или пожертвований. Филантропические вклады не являются даже сколько-нибудь значимой частью в доходах большинства стран, а ног налоги, принудительные платежи уже но определению - являются. В самом деле, их неизбежность также не подвергается сомнению, как и смерть.

Если государство, со всеми его "эмоциональными" источниками поддержки, не может финансировать свою основную жизненно-необходимую деятельность без привлечения принудительных платежей, имеет смысл предположить, что большие частные организации также будут сталкиваться с трудностями при вовлечении индивидом и группу (чьи интересы они поддерживают), даже если они сделают необходимые взносыдобровольными19.

Причина того, что государство не может выжить за счет добровольных взносов и платежей и вынуждено опираться на налогообложение, - в том, что основные услуги, оказываемые государством к некоторым образом напоминающие повышение цен о отрасли на рынке свободной конкуренции20, должны быть доступны всем, если они доступны хоть кому-нибудь. Основные и наиболее элементарные виды услуг, оказываемые государством, такие как оборона, система закона и порядка, относятся ко всем или практически ко всем гражданам.

Совершенно невозможно избежать защиты, обеспечиваемой военными, полицией и судами тем, кто не хочет добровольно разделить издержки по содержанию правительства, следовательно, налогообложение необходимо. Общую или коллективную выгоду, обеспечиваемую государством, экономисты обычно называют "общественнымблагом"; концепция общественного блага одна из самых старых и наиболее важных идей, возникших при изучении государственных финансов. Коллективное или общественное благо определяется в данной книге как любой товар или услуга, которые удовлетворяют следующему требованию: если их потребляет любой индивид Xj из группы Xj,...Xj,...XB, то их могут потреблять и все остальные члены группы21. Другими словами, те, кто не покупают или не платят за это общественное благо, не могут быть исключены из его потребления (если же они исключаются, то мы имеем дело с необщественным благом).

Ученые, изучающие государственные финансы, однако, игнорировали тот факт, что достижение какой-либо общей цели или удовлетворение какого-либо общего интереса означает, что дли этой группы было обеспечено общественное благо22-. Сам факт, что цель или намерение являются общим для группы означает, «по ни один член этом группы не исключен из получения выгоды или удовлетворения от достижения этой цели. Как говорилось и 1-ом параграфе этой главы, почти нес группы и организации ставят сноси целью служение общим интересам их членил.

По слипам P.M.Мак Ивера, "индивиды имеют общие интересы в той степени, и которой они участвуют и объединении, неделимо охватывающем вcex"23. Сущность организации - в обеспечении неделимой, общей выгоды. Отсюда следует, что обеспечение общественного блага - фундаментальная функция любой организации вообще. Государство стоит первым в списке всех организаций, которые обеспечивают общественными благами своих членов - граждан, однако и другие тины организаций таким же образом обеспечивают коллективные блага для своих членом.

Подобно государству, не способному обеспечить себя с помощью добровольных вкладов или продажи основных своих услуг на рынке, пи одна из больших организаций не может поддерживать себя без некоей санкции или объяснения особой привлекательности ожидаемого общественного блага, что дало бы индивидам основание взять на себя нес издержки но содержанию организаций. Индивидуальный член типичной большой организации находится в ситуации, аналогичной позиции фирмы на рынке свободной конкуренции или налогоплательщика: его собственные усилия не окажут заметного эффекта на положение организации, тогда как он будет наслаждаться улучшениями, достигнутыми организацией, поддерживаемой другими.

Мы не предполагаем, что государства или другие организации обеспечивают только общественное благо. Правительство часто обеспечивает неколлективные товары, такие как электричество, например, и продает эти товары ни рынке, как это делают частные фирмы. Более того, как будет показано позднее в этой работе, большие организации, которые неспособны обеспечить принудительное членство. Должны также предлагать какие-либо неколлективные товары, чтобы у потенциальных членов появились побудительные мотивы для вступления и организацию. Однако общественные блага выступают как характерные "организационные товары", тогда как обычные неколлективные блага могут обеспечиваться индивидуальным действием; только там, где затрагиваются общественные интересы или коллективные благадействительно необходимы действия организаций или групп24.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: