История развития международного воздушного права может быть условно разделена на четыре периода.
Первый период начинает отсчет с 5 июня 1783 г., когда братья Монгольфье на площади города Анноне (Франция) запустили свой первый свободный аэростат, наполненный горячим воздухом. В 1784 г. полеты на воздушных шарах распространились по Европе и США, как один из видов спорта и развлечения. Национальными властями стали предприниматься первые попытки нормативного регулирования таких полетов. В 1784 г. в Париже был принят декрет, запрещавший запуск воздушных шаров без разрешения полиции. В 1819 г. префектурой Сены было запрещено использование воздушных шаров, наполненных горячим воздухом. Все воздушные шары должны были быть укомплектованы парашютами. Подобные меры были приняты в Англии, Германии и других странах. В то время возможность контроля над полетами была крайне ограниченной, поэтому часто возникали вопросы, связанные с пересечением воздушными судами и находящимися на их борту людьми, государственных границ. Так, 7 января 1785 г. английский аэростат, пилотируемый англичанином, без предварительного разрешения совершил перелет из Дувра (Англия) в Кале (Франция).
|
|
После 1787 г. интенсивность воздушных полетов несколько упала из-за произошедшей во Франции революции. Развитие техники, тем не менее, повлекло за собой развитие права в области воздухоплавания. В 1874 г. была принята Брюссельская декларация о правовом статусе воздухоплавателей. В 1880 г. Институт международного права включил вопросы авиации в программу своей работы. В 1889 г. в Париже состоялся первый аэронавтичекий конгресс, в план работы которого были включены вопросы о разрешительном порядке осуществления воздушных сообщений, ответственности за ущерб, причиненный воздушными перевозками и др. В 1891 г. был опубликован первый труд по воздушному праву. В 1900 г. известным французским ученым П. Фошилем была выдвинута идея о необходимости разработки международного воздушного кодекса.
Вторым этапом развития международного воздушного права является период с 1903 (первый полностью контролируемый полет на аппарате тяжелее воздуха) по 1919 гг. (принятие первого многостороннего международного соглашения по вопросам деятельности гражданской авиации). Данный период характеризовался быстрым развитием средств аэронавигации. Так в 1908г. был совершён полёт против направления ветра, а уже в 1919 г. ряд частных компаний начали совершать регулярные рейсы между Парижем и Лондоном, Парижем и Брюсселем. В этом же году два аэронавта пересекли Атлантику.
В связи с тем, что участились случаи пересечения воздушными судами государственных границ, возникла необходимость правового регулирования данного вопроса. В конце 1908 г. французское правительство выступило с инициативой о проведении многосторонней дипломатической конференции по вопросам деятельности гражданской авиации. К обсуждению предлагались проблемы разграничения общественных и частных судов, национальной принадлежности и регистрации воздушных судов, выдачи разрешений на аэронавигацию, квалификации экипажа, правил вылета и посадки, документации на борту воздушных судов Дискуссия на конференции, проходившей в мае-июне 1910 г., развернулась вокруг проблемы суверенитета государств над воздушным пространством над их территорией. Франция и Германия выступали за полный суверенитет, в то время как Великобритания отстаивала принцип свободы полетов в мирное время. Из-за разногласий по данному вопросу на Парижской конференции 1910 г. не было принято итогового документа. После окончания Первой мировой войны в рамках Парижской мирной конференции по инициативе председателя Совета министров Франции Дж. Клемансо была создана Авиационная комиссия, в состав которой вошли представители 12 государств. Ее целью являлась разработка международной конвенции по гражданской авиации. В сентябре 1919 г. проект конвенции, разработанный на основании материалов Парижской конференции 1910 г. и состоявший из 43 статей и 8 приложений, был представлен Высшему совету Парижской мирной конференции. В конечном итоге 28 государств стали членами Международной конвенции об аэронавигации. Данным соглашением предусматривалось учреждение постоянно действующей Международной комиссии по аэронавигации (СИНА), основными функциями которой являлись: получение и распространение информации в области аэронавигации, изменение приложений к конвенции, дача заключений по проблемам, представляемым государствами.
|
|
Третий период (1919-1944) характеризовался регионализацией воздушных сообщений. К 1926 г. стал очевиден ряд недостатков, присущих Парижской конвенции 1919 г. Недовольство вызывало, прежде всего, закрепление приоритетного положения союзных держав путем предоставления им (Италии, США, Великобритании, Франции и Японии) взвешенного голоса. Более того, СССР, США и Германия не являлись участниками Конвенции.
В 1922 г. было заключено двустороннее соглашение о воздушном сообщении между СССР и Германией. Испания, после отклонения ее требования о предоставлении равного голоса в СИНА, в знак протеста вышла из Конвенции и инициировала проведение в 1926 г. Иберо-американского конгресса. На конгрессе была принята Иберо-американская конвенция об аэронавигации, по своей сути идентичная Парижской конвенции 1919 г. Участниками конвенции стали государства Латинской Америки из бассейна Карибского моря и Португалия. В 1928 г. по инициативе США, проводивших политику изоляционизма, в Гаване была подписана Панамериканская конвенция о коммерческой авиации, исходившая из интересов стран Западного полушария. Были приняты также Буэнос-Айресская конвенция 1935 г., Бухарестская конвенция 1936 г., Земанское соглашение 1937 г.
Четвертый период. К 1944 г. активно начал обсуждаться вопрос о послевоенном регулировании гражданской авиации. 1 ноября 1944 г. по инициативе президента США Ф. Рузвельта в Чикаго была созвана конференция по урегулированию вопросов, связанных с функционированием гражданской авиации, в которой приняли участие 52 государства. Несмотря на противоположные взгляды в отношении статуса воздушного пространства над государственной территорией (Великобритания и США выступали за интернационализацию воздушных полетов, СССР отстаивал принцип полного суверенитета государств), участникам конференции удалось достичь существенных результатов по техническим и аэронавигационным вопросам. В итоге 7 декабря 1944 г. были приняты 6 документов, определивших направление международного сотрудничества в области управления гражданской авиацией:
|
|
- Чикагская конвенция о международной гражданской авиации, которая вступила в силу 4 апреля 1947г.;
- Временное соглашение о международной гражданской авиации, на основании которого был создан промежуточный механизм до вступления в силу Чикагской конвенции;
- Соглашение о международном воздушном транспорте от 30 января 1954г.;
- Соглашение о международных транзитных воздушных сообщениях от 8 февраля 1945г.;
- Проекты 12 приложений к Чикагской конвенции;
- Типовая форма двустороннего соглашения об обмене авиамаршрутами.