Спецификой международного воздушного права является значительная роль мягкого права - различного рода актов ИКАО, которые преимущественно регулируют технические аспекты эксплуатации воздушного пространства.
Согласно ст. 37 Чикагской конвенции 1944 г. международные стандарты, рекомендуемая практика и процедуры ИКАО касаются: систем связи и аэронавигационных средств, включая наземную маркировку; характеристик аэропортов и посадочных площадок; правил полетов и практики управления воздушным движением; присвоения квалификации летному и техническому персоналу; годности воздушных судов к полетам; регистрации и идентификации воздушных судов; сбора метеорологической информации и обмена ею; бортовых журналов; аэронавигационных карт и схем; таможенных и иммиграционных процедур; воздушных судов, терпящих бедствие, и расследования происшествий; а также таких других вопросов, касающихся безопасности, регулярности и эффективности аэронавигации, какие время от времени могут оказаться целесообразными.
|
|
Стандарты, принимаемые Советом ИКАО, могут закрепляться в виде стандартов и рекомендуемой практики, процедур аэронавигационных служб, эксплуатационных и технических руководств, а также руководств по различным вопросам. Стандарты и рекомендуемая практика ИКАО оформляются в виде приложений к Чикагской конвенции 1944 г. На настоящий момент принято 18 таких приложений:
1) Требования к личному составу гражданской авиации при выдаче свидетельства;
2) Правила полётов;
3) метеорологическое обеспечение международной аэронавигации;
4) аэронавигационные карты,
5) единицы измерения, подлежащие использованию в воздушных и наземных операциях;
6) эксплуатация воздушных судов;
6) государственные и регистрационные знаки воздушных судов;
7) летная годность воздушных судов;
8) упрощение формальностей при международных воздушных перевозках;
9) авиационная электросвязь;
10) поиск и спасение
11) и так далее.
В доктрине международного права отсутствует единое мнение относительно правовой природы регламентов ИКАО. Рядом исследователей (Ю.Н. Малеев, А.П. Мовчан, М.Е. Волосов) отстаивался их рекомендательный характер, за исключением обязательных правил полетов в международном воздушном пространстве, требований, предъявляемых к бортовым журналам, признанию свидетельств экипажей и летной годности к полетам 1. Другие авторы (Г.И. Тункин, Е.А. Шибаева, А.Н. Верещагин) предлагали рассматривать регламенты ИКАО как источники международного права особого рода
Статья 38 Чикагской конвенции 1944 г. предусматривает возможность отклонения от стандартов и процедур, рекомендуемых ИКАО, в случае, если государство сочтет это практически затруднительным, посредством уведомления Совета ИКАО в течение 60 дней после принятия стандарта или поправки к нему. На практике, однако, государства стараются следовать предписываемым стандартам, так как отклонение от них обычно вызывает негативную реакцию со стороны других стран. Это может выражаться в снижении конкурентоспособности воздушного парка соответствующего государства или наложении запрета на полеты не соответствующих стандартам самолетов в воздушном пространстве одной или целого ряда стран, как это имело место в 2001 г. в отношении самолетов белорусской авиакомпании «Белавиа» после принятия ИКАО решения о предельно допустимом уровне шума двигателей при полете.
|
|
В настоящее время существует четыре документа процедур навигационных служб:
— Правила полетов и обслуживания воздушного движения;
— Производство полетов воздушных судов;
Сокращения и коды ИКАО;
- Дополнительные региональные правила.
Эти приложениями к Чикагской конвенции 1944 г. документы более детализированы по сравнению.
Эксплуатационные и технические руководства поясняют перечисленные выше документы и могут быть сами по себе разделены на несколько групп: сборники условных обозначений, документы о видах и средствах обслуживания, аэронавигационные планы, руководства по радиотелеграфной связи. Совет ИКАО также принимает руководства по различным вопросам, например, по поиску и спасанию, по разметке аэродромов, по борьбе с птицами, по рассеиванию туманов, по вертолетным полетам и др.
§ 3. Правовое регулирование международныхполетов в суверенном воздушном пространстве
3.2 Общие положения
При рассмотрении вопроса о правовом регулировании международных воздушных сообщений необходимо определить, что является полетом для целей международного воздушного права.
С технической точки зрения под полетом понимается только сам период полета. В то же время отдельными международными соглашениями, например, направленными на борьбу с актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации, под полетом понимаются иные периоды времени. Так, для целей Токийской конвенции 1963 г. воздушное судно считается находящимся в полете «с момента включения двигателей в целях взлета до момента окончания пробега при посадке» (ст. 1(3)), согласно ст. 2(а) Монреальской конвенции 1971 г. - «с момента закрытия всех его внешних дверей после погрузки до момента открытия любой из таких дверей для выгрузки...»
Критерий нахождения судна в полете является основополагающим при решении вопроса о применимом праве, при определении юрисдикции государств в отношении воздушных судов, грузов, пассажиров и багажа, находящихся на борту, а
также лиц, незаконно вмешивающихся в деятельность гражданской авиации.
Нормы международного воздушного права распространяются только на международные полеты. Для квалификации
полета как такового необходимо пересечение воздушным суд
ном границы по меньшей мере двух государств, например, по
лет в сопредельное государство с практически мгновенным пересечением границы, с пересечением открытого моря, с транзитным беспересадочным пересечением территории третьего государства, с транзитным полетом через международные проливы, перекрываемые территориальными или архипелажными водами, и др.
Полеты внутри территории одного государства, полеты между двумя пунктами в открытом море или в Антарктике, а также полеты с территории государства в открытое море или в Антарктику или обратно без пересечения границ иных стран являются внутренними,осуществляются субъектами государства регистрации судна и регулируются его национальным правом без ущерба для норм международного права, действующих в международном воздушном пространстве.
|
|
Правовое регулирование воздушных сообщений в суверенном воздушном пространстве вытекает из полного и исключительного суверенитета государства над его воздушным пространством. Права государства в этой сфере могут быть разделены на три группы:
- регулирование воздушных перемещении в пределах территории государства;
- регулирование коммерческой деятельности воздушно-транс
портных предприятий, на его территории;
- осуществление административной, гражданской, уголовной
и иной юрисдикции по отношению к воздушным судам, их
экипажам и находящимся на этих судах пассажирам, грузам и почте.