Регламенты и иные акты ИКАО

Спецификой международного воздушного права является значительная роль мягкого права - различного рода актов ИКАО, которые преимущественно регулируют технические ас­пекты эксплуатации воздушного пространства.

Согласно ст. 37 Чикагской конвенции 1944 г. международные стандар­ты, рекомендуемая практика и процедуры ИКАО касаются: си­стем связи и аэронавигационных средств, включая наземную маркировку; характеристик аэропортов и посадочных площа­док; правил полетов и практики управления воздушным дви­жением; присвоения квалификации летному и техническому персоналу; годности воздушных судов к полетам; регистрации и идентификации воздушных судов; сбора метеорологической информации и обмена ею; бортовых журналов; аэронавигаци­онных карт и схем; таможенных и иммиграционных процедур; воздушных судов, терпящих бедствие, и расследования проис­шествий; а также таких других вопросов, касающихся безо­пасности, регулярности и эффективности аэронавигации, какие время от времени могут оказаться целесообразными.

Стандарты, принимаемые Советом ИКАО, могут закрепляться в виде стандартов и рекомендуемой практики, процедур аэро­навигационных служб, эксплуатационных и технических ру­ководств, а также руководств по различным вопросам. Стандарты и рекомендуемая практика ИКАО оформля­ются в виде приложений к Чикагской конвенции 1944 г. На настоящий момент принято 18 таких приложений:

1) Требования к личному составу гражданской авиации при выдаче свидетельства;

2) Правила полётов;

3) метеорологическое обеспечение международной аэронавигации;

4) аэронавигационные карты,

5) единицы измерения, подлежащие использованию в воздушных и наземных операциях;

6) эксплуатация воздушных судов;

6) государственные и регистрационные знаки воздушных су­дов;

7) летная годность воздушных судов;

8) упрощение формальностей при международных воздушных перевозках;

9) авиационная электросвязь;

10) поиск и спасение

11) и так далее.

В доктрине международного права отсутствует единое мне­ние относительно правовой природы регламентов ИКАО. Ря­дом исследователей (Ю.Н. Малеев, А.П. Мовчан, М.Е. Волосов) отстаивался их рекомендательный характер, за исключе­нием обязательных правил полетов в международном воз­душном пространстве, требований, предъявляемых к борто­вым журналам, признанию свидетельств экипажей и летной годности к полетам 1. Другие авторы (Г.И. Тункин, Е.А. Ши­баева, А.Н. Верещагин) предлагали рассматривать регламенты ИКАО как источники международного права особого рода

Статья 38 Чикагской конвенции 1944 г. предусматривает возможность отклонения от стандартов и процедур, рекоменду­емых ИКАО, в случае, если государство сочтет это практически затруднительным, посредством уведомления Совета ИКАО в течение 60 дней после принятия стандарта или поправки к нему. На практике, однако, государства стараются следовать предписываемым стандартам, так как отклонение от них обычно вызывает негативную реакцию со стороны других стран. Это может выражаться в снижении конкурентоспособности воздуш­ного парка соответствующего государства или наложении зап­рета на полеты не соответствующих стандартам самолетов в воздушном пространстве одной или целого ряда стран, как это имело место в 2001 г. в отношении самолетов белорусской авиакомпании «Белавиа» после принятия ИКАО решения о предельно допустимом уровне шума двигателей при полете.

В настоящее время существует четыре документа процедур навигационных служб:

— Правила полетов и обслуживания воздушного движения;

— Производство полетов воздушных судов;

Сокращения и коды ИКАО;

- Дополнительные региональные правила.

Эти при­ложениями к Чикагской конвенции 1944 г. документы более детализированы по сравнению.

Эксплуатационные и технические руководства поясня­ют перечисленные выше документы и могут быть сами по себе разделены на несколько групп: сборники условных обозначе­ний, документы о видах и средствах обслуживания, аэронави­гационные планы, руководства по радиотелеграфной связи. Совет ИКАО также принимает руководства по различным воп­росам, например, по поиску и спасанию, по разметке аэродро­мов, по борьбе с птицами, по рассеиванию туманов, по верто­летным полетам и др.

§ 3. Правовое регулирование международныхполетов в суверенном воздушном пространстве

3.2 Общие положения

При рассмотрении вопроса о правовом регулировании международных воздушных сообщений необходимо определить, что является полетом для целей международного воздушного пра­ва.

С технической точки зрения под полетом понимается только сам период полета. В то же время отдельными международны­ми соглашениями, например, направленными на борьбу с акта­ми незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации, под полетом понимаются иные периоды времени. Так, для целей Токийской конвенции 1963 г. воздушное судно счи­тается находящимся в полете «с момента включения двига­телей в целях взлета до момента окончания пробега при по­садке» (ст. 1(3)), согласно ст. 2(а) Монреальской конвенции 1971 г. - «с момента закрытия всех его внешних дверей пос­ле погрузки до момента открытия любой из таких дверей для выгрузки...»

Критерий нахождения судна в полете является основопо­лагающим при решении вопроса о применимом праве, при оп­ределении юрисдикции государств в отношении воздушных су­дов, грузов, пассажиров и багажа, находящихся на борту, а
также лиц, незаконно вмешивающихся в деятельность гражданской авиации.

Нормы международного воздушного права распространяют­ся только на международные полеты. Для квалификации
полета как такового необходимо пересечение воздушным суд­
ном границы по меньшей мере двух государств, например, по­
лет в сопредельное государство с практически мгновенным пересечением границы, с пересечением открытого моря, с транзитным беспересадочным пересечением территории третьего го­сударства, с транзитным полетом через международные проливы, перекрываемые территориальными или архипелажными во­дами, и др.

Полеты внутри территории одного государства, полеты между двумя пунктами в открытом море или в Антарктике, а также полеты с территории государства в открытое море или в Антарктику или обратно без пересечения границ иных стран являются внутренними,осуществляются субъектами государства регистрации судна и регулируются его национальным правом без ущерба для норм международного права, действующих в международном воздушном пространстве.

Правовое регулирование воздушных сообщений в суверен­ном воздушном пространстве вытекает из полного и исключи­тельного суверенитета государства над его воздушным простран­ством. Права государства в этой сфере могут быть разделены на три группы:

- регулирование воздушных перемещении в пределах терри­тории государства;

- регулирование коммерческой деятельности воздушно-транс­
портных предприятий, на его территории;

- осуществление административной, гражданской, уголовной
и иной юрисдикции по отношению к воздушным судам, их
экипажам и находящимся на этих судах пассажирам, гру­зам и почте.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: