Мозговой штурм (мозговая атака)а – это метод работы группы, согласно которому первоочередной целью является нахождение новых альтернативных вариантов решений в проблемной ситуации. Все проблемы можно подразделить на три основных характерных типа:
- аналитические или причинные (почему клиенты слабо заинтересованы в приобретении продукта вашего предприятия);
- синтетические (как обеспечить эффективную и достаточную реализацию вашего продукта при условии слабой заинтересованности в нем);
- проблемы выбора (какой выбрать наиболее быстрый способ эффективной реализации вашего продукта).
Стадии мозгового штурма:
P представление проблемы для рассмотрения;
P выдвижение как можно большего количества идей для решения проблемы;
P лицо, представляющее проблему для рассмотрения, выбирает несколько идей для дальнейшей проработки;
P на основе отобранных идей разрабатывают альтернативные варианты решения.
Процесс мозгового штурма обычно длится 2 – 3 часа, из них большая часть времени приходится на последнюю стадию – выработку действенных управленческих решений.
|
|
Организация мозгового штурма.
В организации мозгового штурма участвуют следующие лица:
· руководитель – излагает проблемы и несет ответственность за выполнение решений;
· организатор – направляет работу;
· идеологи – все остальные участники.
«Руководитель» должен владеть принципами хозяина-организатора общей работы:
Ä знать, к чему стремиться, уметь сформулировать цель;
Ä направлять и вдохновлять участников на поиск возможно более новых и оригинальных идей решения проблемы;
Ä уметь переводить критические замечания в форму вопросов
«КАК?» (например, фразу «Ведь это чересчур дорого» превращает в форму идеи – «Как мы можем получить это более низкой ценой?»).
Для достижения успеха важно, чтобы «организатор» владел рабочим процессом хотя бы на начальной стадии. Его задача – заставить участников действовать согласно правилам и принципам творческой работы. Он же составляет график работы.
Хорошо, если в группе «идеологов» есть и специалисты, и «профаны». Последние, не зная проблемы, являются в то же время генераторами идей, поскольку мыслят нестандартно и служат катализатором идей для специалистов.
Метод конференции идей, как и предыдущие, можно считать модификацией классического мозгового штурма. Он отличается темпом проведения совещания по выдвижению идей и допущением доброжелательной критики в форме реплик и комментариев.
В данном случае критические замечания могут повысить ценность выдвинутых идей. Все предложенные идеи фиксируют в протоколе без указания их авторства.