Проблема эффективности управления – составная часть экономики управления, это эффективность действий людей в процессе деятельности организации, реализации интересов, в достижении определенных целей. Эффективность показывает, в какой мере управляющий орган реализует цели.
Эффективность управления составляет часть эффективности производства.
На эффективность управления влияют следующие факторы:
ü потенциал сотрудников, их способность выполнять работу;
ü средства производства;
ü культура организации;
ü социальные аспекты деятельности персонала и коллектива в целом.
Нельзя упрощенно подходить к оценке эффективности управления, соизмеряя полученную прибыль и затраты на управление, ибо:
результат управления не всегда заключается в прибыли;
прибыль часто выступает как опосредованный результат;
результат управления может быть не только экономическим, но и социальным, социально-экономическим;
затраты на управление не всегда можно достаточно четко выделить.
Для оценки эффективности производства и управления используется система обобщающих и частных показателей. Обобщающие характеризуют конечные результаты:
@ объем производства;
@ прибыль;
@ рентабельность;
@ время и др.
Частные показатели характеризуют использование отдельных видов ресурсов – труда, основных фондов, инвестиций:
F темп роста производительности труда;
F материалоемкость продукции;
F фондоотдача.
Эффективность управленческой системы оценивается количественными (экономический эффект) и качественными (социальный эффект) показателями. Количественные показатели включают:
ü комплекс трудовых показателей – экономия живого труда в сфере управления (численность, сокращение трудовых процессов управления) и др.;
ü финансовые показатели деятельности системы управления (сокращение расходов на управление и т.п.);
ü показатели экономии времени (сокращение продолжительности циклов управления в результате внедрения информационных технологий, организационных процедур).
Качественные показатели включают:
· повышение научно-технического уровня управления;
· повышение квалификации менеджеров;
· повышение уровня обоснованности принимаемых решений;
· формирование организационной культуры;
· удовлетворенность трудом;
· завоевание общественного доверия;
· усиление социальной ответственности организации;
· экономические последствия.
Совершенствование управления организацией, внедрение компьютерных информационных технологий требуют определенных капиталовложений, инвестиций. При оценке эффективности инвестиционных проектов сопоставляют затраты и результаты от их осуществления. При этом необходимо приведение (дисконтирование) показателей к стоимости момента сравнения, так как денежные поступления и затраты в различные периоды не равнозначны.
Вопросы для экзамена по курсу «Основы менеджмента»