Система показателей эффективности функционирования предприятия

В рыночных условиях эффективность имеет две формы - внутреннюю и внешнюю. Внутренняя отражает собственную оценку результативности деятельности предприятия, его производительность на основе соотношения ресурсов (затрат) и продукта (результата), внешняя - структуру общественных потребностей, степень удовлетворения их предприятием, уровень полезности произведенного продукта. Она отражает также долю предприятия на рынке и направления ее изменения, возможность создания новых сфер предпринимательства и их организации, потенциальные возможности предприятия на рынках готовой продукции и ресурсов.

Цели внутренней и внешней эффективности нередко вступают в противоречие. Расширение ассортимента продукции увеличивает не только объем реализации, но и затраты, снижая эффективность использования ресурсов. Анализ взаимосвязи между ресурсами и результатом производства с точки зрения времени приводит к выделению статической и динамической эффективности. Первая рассматривается как форма приспособления к имеющемуся экономическому положению на основе количественных показателей соотношения различных видов затрат и результатов.

Статическая эффективность является основной формой оценки и управления деятельностью предприятия на коротком отрезке времени, когда решаются оперативные и тактические вопросы. Характерная особенность кратковременного периода - заданность некоторых факторов производства, например количества определенных ресурсов, исключающая полноценное качественное обновление производственной базы.

Динамическая эффективность, напротив, предполагает достижение более высоких результатов за счет гибкого варьирования ресурсами и изменения технологии в долгосрочном периоде.

Современная экономическая ситуация в России заставляет предприятия направлять усилия в основном на получение максимальных результатов в течение короткого отрезка времени, т.е. краткосрочного эффекта. Но в условиях динамично развивающейся рыночной экономики правомерным является управление предприятием, предусматривающее сочетание способов и приемов анализа как статической, так и динамической эффективности.

Предприятие должно идти на дополнительные издержки и снижение статической эффективности в краткосрочном периоде. А ориентация на динамическую эффективность - это основной способ поддержания высокой конкурентоспособности предприятия в течение длительного времени. Кратковременный и долгосрочный аспекты деятельности предприятия одинаково важны с точки зрения управления.

Эффективность живого труда обычно повышается за счет основных фондов, снижения их отдачи, особенно в краткосрочном периоде. Поэтому при обосновании показателей эффективности деятельности предприятия следует стремиться к одновременному учету всей совокупности происходящих изменений с помощью обобщающего показателя, без которого невозможен комплексный, системный процесс управления.

Надо иметь в виду, что дифференцированные показатели несопоставимы в силу разных единиц измерения, они могут изменяться в разных соотношениях, а часто и направлениях. Кроме того, каждый показатель характеризует ту или иную часть изменений, но не отражает взаимосвязь всей их совокупности. Результат деятельности предприятия должен быть рассмотрен в первую очередь с точки зрения его собственных интересов, отражая внутренний аспект эффективности. Однако производство имеет смысл, когда служит потреблению, в ситуации доминирования потребителя над производителем.

В России в течение десятилетий общественные и личные потребности не рассматривались как определяющая цель экономической системы, а производство слабо ориентировалось на удовлетворение потребительского спроса. Как следствие, не соблюдалось соответствие между объемами и структурами производства и потребностей.

Необходимо найти показатель, которым можно было бы измерить как степень удовлетворения общественных и личных потребностей, так и результативность деятельности предприятия. Однако к настоящему времени еще не разработана единая система изучения потребностей, отсутствуют методы и показатели, позволяющие точно оценить степень удовлетворения потребностей и полученного эффекта или полезность потребления созданных благ. Не существует и единого обобщающего показателя, определяющего уровень удовлетворения потребностей и эффективность функционирования предприятия.

На практике существуют два основных подхода к расчету размера прибыли, которые используются при исчислении эффективности: измеряется фактическая прибыль путем вычета из дохода явных, полученных в виде финансовых платежей, издержек и экономическая с учетом как явных, так и неявных затрат. Приемлемой кажется позиция, предусматривающая оценку эффективности по экономической прибыли, что позволяет учесть неявные издержки, т.е. недополученные в денежной форме издержки применения ресурсов.

В целом надо признать правомерность применения прибыли в качестве измерителя результатов деятельности для определения эффективности. Все полученные доходы так или иначе отражаются на прибыли - увеличение объема производства и реализации продукции и доходов от внереализационной деятельности предприятия, уровень качества продукции, снижение издержек производства, уровень использования основного и оборотного капитала.

Величина прибыли находится под влиянием как внутренних условий производства данной производственной ячейки, так и внешних. Во-первых, объем прибыли может изменяться в зависимости от конъюнктурных колебаний - увеличения или снижения общего уровня цен, перемещения спроса из одной области в другую и т.д. Во-вторых, размер прибыли зависит от видов рынка, специфики ценообразования на конкретном рынке. В-третьих, изменение величины прибыли может быть связано с деятельностью государства, направленной на обеспечение общественных интересов и отдельных социально-экономических групп.

Как правило, уровень прибыли, не отвечающий требованиям микро- и макроэкономики, приводит к динамичному перераспределению ресурсов. Предприятия, реализуя свободу выбора, становятся участниками перераспределительного процесса, прилагая усилия к повышению эффективности.

Прибыль является конечным показателем, она образуется на заключительной стадии кругооборота средств предприятия, т.е. после реализации продукции. К тому же на прибыль не влияет повторный счет, чего нельзя сказать о показателях объема произведенной продукции (объема производства) или объема реализованной продукции (объема продаж, выручки от реализации).

Экономическая прибыль, как представляется, является важнейшим синтезирующим качественным показателем, наиболее полно и верно отражающим результат деятельности предприятия.

Вместе с тем представляется, что применение показателя прибыли как инструмента оценки эффективности должно быть согласовано с тактическими и стратегическими целями и задачами деятельности предприятия, выражением статического и динамического аспектов эффективности. Требования рынка, а также внутренних интересов предприятия нередко вынуждают их направлять усилия на достижение других целей. Например, для укрепления своих позиций на определенном рынке сбыта может быть применена тактика увеличения объема производства и реализации продукции, которая снижает размер прибыли.

Признаны две трактовки оценки эффективности в соответствии с формой участия факторов (ресурсов) в производстве, т.е. их применением и потреблением. Правомерным представляется приоритет применяемых, а не потребляемых ресурсов для оценки эффективности, так как первые являются необходимым условием производства, а вторые - лишь его следствием. Кроме того, объем потребляемых ресурсов, особенно перенесенной части стоимости средств производства, их доля в общей стоимости продукта, соотношение полученной прибыли и издержек производства в значительной степени зависят от эффективности использования применяемых ресурсов.

В частности, в издержки производства в западной экономической теории включают неявные затраты. Иными словами, экономическими считают расходы фирмы, состоящие как из фактических финансовых платежей, так и неявных издержек. Напротив, бухгалтерские издержки не включают недополученные финансовые доходы и оперируют лишь явными фактическими издержками. При оценке эффективности в зависимости от ее целей могут быть использованы как первый, так и второй виды издержек производства. Однако более предпочтительным кажется подход, учитывающий экономические издержки, т.е. все реальные затраты предприятия. Тогда предлагаемый обобщающий показатель эффективности покажет отношение экономической прибыли к экономическим издержкам.

Стоимостная форма данного показателя дает возможность определить результативность деятельности предприятия как на рынке готовой продукции, так и на рынках ресурсов (путем учета в прибыли и издержках цен на его товары или услуги и факторы производства).

Для оценки уровня эффективности функционирования предприятия используют показатели рентабельности.

Рентабельность- это степень доходности, выгодности, прибыльности бизнеса. Чаще всего рентабельность измеряется с помощью системы показателей.

Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:

1. Показатели, базирующиеся на затратном подходе. Их уровень определяется соотношением прибыли с затратами. К ним относятся:

· рентабельность отдельных видов продукции;

· рентабельность операционной деятельности;

· рентабельность инвестиционной деятельности;

· рентабельность обычной деятельности.

2. Показатели, характеризующие эффективность системы продаж, которые определяются соотношением прибыли с выручкой от реализации продукции. Это такие показатели, как:

· рентабельность отдельных видов продукции;

· общая рентабельность продаж.

3. Показатели, в основе которых лежит ресурсный подход. Их уровень определяют отношением прибыли к общей сумме или отдельным частям авансированного капитала. Ими являются следующие показатели:

· рентабельность совокупных активов или общая рентабельность;

· рентабельность операционного капитала;

· рентабельность основного капитала;

· рентабельность оборотного капитала;

· рентабельность собственного капитала.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: