Тема 4. Конституция Российской Федерации как основа правового положения несовершеннолетних

Законодательные акты, регулирующие отношения, одной из сторон которых выступают несовершеннолетние, в российском законодательстве в настоящее время представлены достаточно широко. Особенность подобных актов выражена в специальном объекте их направленности – детях, которые становятся основным субъектом складывающихся правоотношений. Принятие законодательного массива «детского права»[57] объективировано новой социально-экономической ситуацией в России, общими проблемами государства в обеспечении выживания, развития и воспитания подрастающего поколения.

Интересующие нас правовые нормы, определяющие правовое положение несовершеннолетних в России, в истории национального законодательства длительное время либо отсутствовали, либо были бессистемно «разбросаны» по различным нормативно-правовым документам. Поэтому вообще о каком-либо правовом статусе ребенка впервые законодатель (как российский, так и международный) стал «задумываться» только в начале ХХ века.

Современное российское законодательство, определяющее правовой статус несовершеннолетних, в основе своей базируется на положениях вышеназванных международных документов, прежде всего, Конвенции о правах ребенка.

Правовой статус личности – это комплексная, интеграционная категория, отражающая различные социальные связи, в том числе взаимоотношения личности и общества, гражданина и государства, индивида и коллектива. Это «система признанных и гарантируемых государством в законодательном порядке прав, свобод и обязанностей, а также законных интересов человека как субъекта права»[58]. Большинство ученых-правоведов понимают правовой статус личности как систему прав, свобод и обязанностей, закрепленную в нормах права[59]. Права, свободы, законные интересы и обязанности образуют основу (ядро) правового статуса, составляют его сердцевину[60], определяют правовое положение личности в обществе, ее роль, возможности, участие в государственных делах. Данное положение закреплено в статье 64 Конституции России.

К исследованию правового положения ребенка целесообразно подойти через определение его конституционно-правового статуса. Он теоретически складывается из положений Конвенции о правах ребенка (согласно статье 15 Конституции РФ), норм Конституции РФ (не только непосредственно направленных на охрану детства, но и определяющих основы конституционного строя, права и свободы человека) и конкретизирующего отраслевого законодательства. Конституция РФ здесь – стержень, вбирающий в себя положения и принципы Конвенции с учетом своих не только национальных, но и социально-экономических, политических и идеологических особенностей современного периода. Конституция должна определить будущее подрастающего поколения, давая конкретные «задания» другим отраслям законодательства, или предложив единый нормативный акт, нормы которого регулировали бы отношения с участием несовершеннолетних. Конвенция, как общий знаменатель, рассчитана на все страны; ряд её положений «лишен юридического характера»[61], что, как уже отмечалось, связано со спецификой самого несовершеннолетнего, процесса его развития и воспитания.

Наличие определенной связи между национальным законодательством в области защиты прав ребенка, прежде всего, семейным, и содержанием соответствующих международных нормативно-правовых актов очевидно. Поскольку ключевые, определяющие права и свободы человека и гражданина, включая несовершеннолетнего, содержатся в конституционных нормах, то именно они имеют в определении правового положения ребенка решающее значение. Закрепление особой защиты прав ребенка в Конституции РФ придает его статусу гарантированность. С другой стороны, от конституционного закрепления наиболее общих принципиальных положений, касающихся защиты прав детей, зависит их дальнейшая конкретизация в отраслевом законодательстве.

При выявлении конкретных конституционных установлений, определяющих правовое положение несовершеннолетних, возникают определенные трудности. Конституция РФ фактически не содержит норм, определяющих правовой статус хотя бы одного специального субъекта права. Вместе с тем, в главе 2 Конституции РФ назван полный перечень прав и обязанностей, распространяемых либо на «каждого» либо на «гражданина РФ». Представляется, что гражданин Российской Федерации, которому не исполнилось 18 лет, может рассчитывать на распространение данных норм и на себя. Причем любое исключение из данного правила должно быть зафиксировано в законодательном порядке.

Единственным основанием для ограничения вышеперечисленных прав и обязанностей несовершеннолетних является зафиксированный в законе возраст, с наступлением которого закон связывает возникновение тех или иных прав и обязанностей. Так, конституционное право избирать по общему правилу возникает у граждан РФ с 18 лет, тогда как лицо теряет правовой статус несовершеннолетнего в 18 лет, аналогичная ситуация с обязанностью по несению военной службы, которая возникает с достижением возраста 18 лет.

Что касается конкретизации конституционных норм применительно к детям, то первую группу составляют положения об основах конституционного строя, имеющие прямое отношение к защите прав и интересов несовершеннолетних. Во-первых, Конституция Российской Федерации провозглашает человека (независимо от возраста), его права и свободы высшей ценностью и устанавливает их признание, соблюдение и защиту обязанностью государства (статья 2), причем социального, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 7, п.1). Во-вторых, раскрывает механизм реализации социальной политики в интересах детей путем обеспечения государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства (статья 7, п.2). Эти программные конституционные установления, являясь нормативными, оказывают общеобязательное регулирующее воздействие на перспективу развития общественных отношений посредством закрепления правовых ориентиров (каковым является, например, социальное государство), целевых установок для организации всего правового регулирования и правоприменительной деятельности.

Ко второй группе можно отнести конституционные нормы, посвященные детям непосредственно (в прямой постановке). Речь идет о положениях, устанавливающих, что детство (как и материнство и семья) находится под защитой государства (статья 38, п.1), и забота о детях и их воспитании – равное право и обязанность родителей (статья 38, п.2); гарантирующих каждому социальное обеспечение для воспитания детей в случаях болезни, инвалидности, потери кормильца и прочее (статья 39, п.1); обязывающих родителей или лиц, их заменяющих, обеспечивать получение детьми основного общего образования (статья 43, п.4).

В названных выше конституционных принципиальных положениях ребенок (дети) рассматривается только вкупе с материнством, семьей, родителями, кормильцем. Объяснение этому надо искать, с одной стороны, в разумном приоритете семьи как естественной среды жизни и воспитания ребенка, с другой – в особенностях исторического развития законодательства о детях, о чем было сказано выше. И тем не менее, можно утверждать, что настоящая Конституция уже предполагает ребенка как самостоятельного носителя прав. Достаточно посмотреть на эволюцию правового положения ребенка в конституционном формате. Конституция (Основной Закон) РСФСР 1937 года[62] в главе 11 «Основные права и обязанности граждан», обеспечивая право на государственную охрану интересов матери и ребенка; широкую сеть родильных домов, детских ясель и садов; всеобще-обязательное начальное образование; бесплатность образования, включая высшее, фактически определила универсальный «маршрут» взросления ребенка: роддом - ясли - детский сад - школа - ВУЗ (статьи 125, 126). Однако, будучи прогрессивным шагом в конституционном обеспечении прав ребенка, государственная охрана интересов матери и ребенка выступает здесь только в качестве гарантии, способа обеспечения женщине равных прав с мужчиной во всех областях хозяйственной, государственной, культурной и общественно-политической жизни.

В Конституции (Основном Законе) РСФСР 1978 года[63] говорится уже о правовой защите, материальной и моральной поддержке материнства и детства, но опять-таки в качестве мер обеспечения равных прав женщинам и мужчинам в РСФСР (статья 33). Новациями явились: статья 51, провозглашающая, что «семья находится под защитой государства»; статья 64, обязывающая граждан заботиться о воспитании детей, готовить их к общественно полезному труду, растить достойными членами общества и, главное, обязывающая детей, причем независимо от возраста, заботиться о родителях и оказывать им помощь. Особого внимания заслуживают положения Конституции об «особой заботе о здоровье подрастающего поколения, включая запрещение детского труда, не связанного с обучением и трудовым воспитанием» (статья 40). Наличие в действующей Конституции подобной нормы во многом сняло бы проблемы нарушения прав детей в трудовой сфере, связанные со становлением в России рыночной экономики.

Третью группу конституционных норм, имеющих непосредственное отношение к определению правового положения несовершеннолетнего, составляют нормы Конституции РФ, регламентирующие права и свободы человека и гражданина, использующие формулу «каждый» (право на жизнь на свободу и личную неприкосновенность, защиту чести и доброго имени, свободу совести, мысли и слова и многие другие), которые в равной степени касаются как взрослых, так и несовершеннолетних. Зафиксированные в главе 2 Конституции РФ права и обязанности человека и гражданина, признаваемые и гарантируемые на территории РФ, есть ни что иное, как формализованный в российском законодательстве конституционный статус личности, выражающий «наиболее существенные, исходные начала, определяющие положение человека в обществе и государстве, принципы их взаимоотношений»[64].

В отношении ребенка диалектика процесса проявляется в том, что и сам правовой статус влияет на становление ребенка как личности. Правовой статус служит также юридической основой и средством повышения социальной активности личности[65]. Поэтому значение его определения для ребенка достаточно велико; его активность, вовлечение в общественную жизнь необходимы для него самого как неотъемлемая черта его социализации.

Правовой статус - сложная, собирательная категория, отражающая весь комплекс связей человека. Структура правового статуса - это совокупность его элементов, в их взаимосвязи и взаимодействии. Существует несколько подходов к определению составляющих правового статуса личности. Некоторые исследователи наряду с системой прав и обязанностей предлагают включать в правовой статус: гражданство; общую правоспособность; гарантии прав; законные интересы; юридическую ответственность; правовые нормы, устанавливающие данный статус, правоотношения общего типа и др.

Основываясь на общепринятой структуре правового статуса личности, можно заключить, что в определении основных составляющих элементов конституционно-правового статуса личности ученые-государствоведы едины. Сюда входят система юридических прав и обязанностей, занимающая центральное место, и законные интересы личности, не облеченные в форму субъективных прав и юридических обязанностей; предпосылками которых являются гражданство и общая правоспособность[66].На наш взгляд, речь здесь идет о выделении специального конституционного статуса несовершеннолетних, отличающегося от статуса взрослого человека объемом конституционных прав и особенностями юридической ответственности. Принципиальное значение также имеет введение гарантий обеспечения всех составляющих правового статуса в состав обязательных его элементов.

Для нас в данном определении наиболее существенен подход к ребенку как к субъекту права. Что касается идентификации ребенка и личности, то нельзя не согласиться с тем, что «ребенок представляет собой социальное существо не только потому, что он постоянно окружен атмосферой социальности, которой дышит также, как его легкие дышат воздухом, но также и потому, что он сам живет активной социальной жизнью, входит составной частью в ее организованные формы, участвует в ее творчестве»[67].

Поскольку сердцевину правового статуса личности составляют ее права, свободы и обязанности, то в отношении несовершеннолетнего необходимо выделить следующее:

- основные права и свободы ребенка неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от возраста, пола, национальности, социального положения и т.д.;

- несовершеннолетние пользуются особой правовой защитой вне зависимости от происхождения и гражданского состояния родителей;

- государство и общество обязаны «заменить» родителей детям-сиротам и детям, лишенным родительского попечения, обеспечив их содержание, воспитание и образование;

- дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети-инвалиды (неполноценные в умственном или физическом отношении) имеют право на особую заботу и помощь.

Согласно юридическому энциклопедическому словарю, правовой статус личности – это система признанных и закрепленных государством в законодательном порядке прав, свобод и обязанностей, а также законных интересов личности как субъекта права[68]. При этом следует заметить, что применительно к ребенку спорным является вопрос о включении в его статус обязанностей, учитывая, что в Конституции Российской Федерации, да и в Семейном кодексе РФ не говорится об обязанностях несовершеннолетних детей.

Проблема ответственности несовершеннолетних требует отдельного рассмотрения. Формирование ответственности закладывается задолго до совершеннолетия. Игнорируя вопрос об обязанностях несовершеннолетних, мы «приучаем» их к иждивенчеству и инфантильности. В результате проигрывает как общество, так и сами дети. Тем более, что в юриспруденции нет понятия «неисполнения» права. Другое дело, что основной объем обязанности возлагается на взрослого человека и надо искать предел обязанности несовершеннолетних. Правовое положение несовершеннолетних характеризуется не только установлением особого порядка реализации их прав, но и особым порядком ответственности, обусловленным ограничением юридических обязанностей несовершеннолетних, наряду с признанием в полном объеме их прав.

Понятие ответственности несовершеннолетних коррелирует с ответственностью, установленной российским законодательством за нарушение прав ребенка. В этой связи подчеркнем:

- все виды ответственности: семейно-правовая, административная и уголовная – должны применяться в случае противоправного действия (или бездействия), в той или иной степени не только нарушающего права несовершеннолетних, но и не в должной мере способствующего реализации их прав и законных интересов;

- закон должен предусмотреть все виды ответственности как в отношении родителей, или лиц, их заменяющих, так и в отношении должностных лиц и исполнительных органов, в обязанность которых в той или иной степени входит реализация правового статуса несовершеннолетнего.

При анализе прав и свобод ребенка, закрепленных нормами Конституции РФ 1993 года, применительно к человеку и гражданину, обращает на себя внимание тот факт, что из 49 статей, включенных в главу 2 «Права и свободы человека и гражданина», термины «ребенок» и «дети» в прямой постановке употребляются лишь в трех (статьи 38, 39, 43).

С методологической точки зрения, ключевыми понятиями в разработке правового положения несовершеннолетних, учитывая социально-правовой характер защиты прав ребенка, в настоящее время могут стать:

- «гарантии», не только правовые, но и социально-экономические, политические, идеологические, требующие законодательного закрепления;

- «социальное» как исходное положение (предпосылка) и цель укрепления правового статуса любого субъекта права, в том числе несовершеннолетнего; социальное заложено и в правах, и в обязанностях; особая роль принадлежит здесь и социальному государству.

Подобного рода направления в развитии правового положения ребенка в полной мере соответствуют прогностическим словам Б.А. Кистяковского, отмечавшего, что из всех формальных ценностей право играет самую важную роль и главное же: право - это по преимуществу социальная система и притом единственная социально дисциплинирующая система[69].

Вышесказанное позволяет определить особенности конституционно-правового статуса ребенка. Помимо системы прав, свобод и обязанностей, законных интересов, конституционно-правовой статус несовершеннолетнего должен включать в качестве обязательных элементов социально-экономические, политические, идеологические и юридические гарантии его реализации. Было бы идеальным, если бы все основные права любого гражданина подкреплялись конкретными социально-экономическими и организационными гарантиями, выраженными в правовых нормах, также как процедуры и механизмы реализации, но сегодня это невозможно. Соответствующими гарантиями должны быть подкреплены права ребенка, поскольку дети – это наиболее социально значимая категория граждан, они не имеют возможности полностью самостоятельно воспользоваться своими правами в силу особенной правосубъектности[70].

Гарантии обеспечения правового положения несовершеннолетних» должны включать:

- научно обоснованные разработанные минимальные социальные стандарты, обеспечивающие выживание, развитие, защиту и обеспечение активного участия в жизни общества[71];

- органы и структуры, управомоченные на защиту прав несовершеннолетних, ответственные за реализацию всех составляющих правового положения несовершеннолетних;

- основные положения и особенности процедурно-процессуального механизма реализации и защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

- создание гарантийного комплексного механизма защиты, что потребует более высокого уровня взаимодействия и координации деятельности всех ответственных и заинтересованных структур, начиная с Президента Российской Федерации как гаранта прав и свобод человека и гражданина и Федерального собрания, не исключая институты гражданского общества;

- развитие в перспективе новых составляющих гарантийного механизма защиты прав несовершеннолетних. В этой связи представляет интерес теория и практика ювенальной юстиции на основе международного и отечественного опыта с непременным учетом современных социально-экономических условий и национальных особенностей России.

Выводы

В Конституции РФ статус несовершеннолетнего является подразумевающейся частью, «составляющим» элементом общечеловеческого статуса гражданина России.

Принципиальное значение для определения правового положения ребенка имеют конституционные нормы, устанавливающие основы конституционного строя, прежде всего, провозглашение России социальным государством, где человек, его права и свободы являются высшей ценностью (статьи 2, 7); регламентирующие права и свободы человека и гражданина (глава 2); непосредственно определяющие защиту и охрану детей и детства (статьи 7, 38, 39, 43).

Разработка теории правового статуса несовершеннолетнего имеет существенное значение для развития социальной активности личности ребенка, следовательно, для прогресса общества в целом.

Конституционно-правовой статус несовершеннолетнего теоретически складывается прежде всего из положений Конвенции о правах ребенка (согласно статье 15 Конституции РФ), содержащей максимум материальных прав и свобод ребенка, норм Конституции РФ (не только непосредственно направленных на охрану детства, но и определяющих основы конституционного строя, права и свободы человека) и конкретизирующего отраслевого законодательства.

Помимо системы прав, свобод и обязанностей, законных интересов, конституционно-правовой статус несовершеннолетнего должен включать в качестве обязательного элемента социально-экономические, политические и юридические гарантии его реализации; дети – наиболее социально значимая категория граждан, не имеющая возможности полностью самостоятельно воспользоваться своими правами. Это составит основу механизма правового регулирования общественных отношений с участием несовершеннолетних.

Вопросы и задания для самопроверки и самостоятельной работы:

1. Принципы конституционного права, определяющие политику государства в отношении ребенка.

2. Классификация конституционных норм, определяющих правовое положение несовершеннолетних в РФ.

3. Нормативные правовые акты, раскрывающие правовой статус несовершеннолетнего в Российской Федерации.

4. Гарантии реализации правового статуса ребенка в Конституции РФ.

5. Конституционно-правовой статус несовершеннолетних: понятие и специфика.

6. Элементы конституционно-правового статуса несовершеннолетних. Гарантии реализации правового статуса ребенка в системе защиты его прав.

7. Преемственность Конвенции о правах ребенка, Конституции РФ и национального отраслевого законодательства, регулирующего положение детей в различных сферах общественных отношений.

8. Законодательная база, обеспечивающая конституционно-правовой статус несовершеннолетних в РФ.

9. Роль Президента РФ в механизме защиты прав ребенка.

10. Федеральное законодательство и законодательство субъектов федерации, реализующие основные конституционные положения в области охраны и защиты прав ребенка.

11. Основные права, свободы и обязанности несовершеннолетних, вытекающие из Конституции РФ 1993 года.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: