Тема 5. Особенности судопроизводства по делам о несовершеннолетних. Концепция, состояние и перспективы ювенальной юстиции в России

Юридические нормы, регламентирующие в настоящее время правовой статус несовершеннолетних, функционируют в различных отраслях права (семейном, гражданском, финансовом праве, праве социального обеспечения, трудовом, уголовном, гражданско-процессуальном, уголовно-процессуальном праве и других). В этой части нормативные акты в основе своей разрозненны и бессистемны, что порой приводит к коллизиям, неопределенностям в нормативно-правовом регулировании общественных отношений с участием несовершеннолетних.

Особенность подобных актов выражена в специальном объекте их направленности - детях, которые становятся основным субъектом складывающихся правоотношений. Принятие законодательного массива «детского права» объективировано новой социально-экономической ситуацией в России, общими проблемами государства в обеспечении выживания, развития и воспитания подрастающего поколения.

С учетом комплексного характера правового положения ребенка, реализации его основных прав и свобод, а также института защиты прав ребенка возможна постановка вопроса о формировании самостоятельного научного направления, исследующего правовое положение несовершеннолетних во всех сферах общественных отношений, под условным названием ювенального[72] (детского) права.

Ювенальное право рассматривается нами как прогностическая модель развития ребенка, как направление научного поиска; проект учебной дисциплины для подготовки специалистов в области конкретной защиты прав ребенка, реализации его конституционно-правового статуса; в качестве социальной программы по охране прав несовершеннолетних детей. Усилия науки должны быть направлены на достижение максимального соответствия системы права объективной действительности. «Появление новой сферы общественных отношений или усиление их значимости неизбежно влечет за собой создание новых структурных частей системы права».

Ювенальное право исследует определенный вид общественных отношений – отношения, как минимум одной из сторон которых является ребенок, т.е. лицо, не достигшее 18 лет. Указанные отношения специфичны по своему субъектному составу. Наличие здесь в качестве как минимум одной из сторон несовершеннолетнего и определяет конкретное содержание ювенальных общественных отношений.

Правосудие по делам о несовершеннолетних призвано защищать права и законные интересы несовершеннолетнего, то есть его правовой, а, следовательно, и социальный статус. Отсюда взаимосвязь правового положения ребенка и его судебной охраны, реализация и обеспечение которых возможны в рамках определенных правовых моделей, предполагающих особую юрисдикцию и правила судопроизводства. И такая модель уже создана и успешно функционирует в развитых демократических государствах[73].

В юридической науке и практике правосудие по делам несовершеннолетних (ювенальная юстиция[74]) традиционно оценивается с двух позиций: как инструмент борьбы с преступностью молодежи и подростков; с другой стороны, как средство охраны прав и законных интересов несовершеннолетних, защиты их от неблагоприятных условий жизни и воспитания. Эти два подхода отражают содержание и цели ювенальной юстиции. Поскольку на практике они не разделяются между собой, это приводит в определенном смысле к стиранию грани между функциями судебной защиты и задачами борьбы с преступностью.

Основная задача данного вида правосудия - обеспечить максимально щадящую неформальную процедуру судебного разбирательства, учитывающую индивидуальные и возрастные особенности психики несовершеннолетних, а также реализовать гибкую систему уголовно-правовых мер воздействия, преимущественно не связанных с лишением свободы.

Правосудие в отношении несовершеннолетних должно являться составной частью процесса национального развития каждой страны в рамках всестороннего обеспечения социальной справедливости для всех несовершеннолетних, одновременно содействуя, таким образом, защите молодежи и поддержанию мирного порядка в обществе. Следует систематически развивать и координировать службы, входящие в систему правосудия в отношении несовершеннолетних, в целях повышения и поддержания на должном уровне квалификации персонала этих служб, включая методы, подходы и отношение[75].

Назначение ювенальной юстиции[76] как правосудия по делам о несовершеннолетних – в определении ответственности за совершенные проступки и правонарушения, т.е. о наказании либо иной компенсации. Соответственно ювенальная юстиция занимается восстановлением уже нарушенных (или это нарушение предполагается, что не меняет сути) прав, где ребенок либо потерпевший, либо обвиняемый. Таким образом, ювенальная юстиция как бы завершает, «достраивает» пирамиду юридической защиты прав ребенка. В основании же ее должны лежать законодательно закрепленные права и свободы, поскольку материальное право должно предшествовать процедурно-процессуальному.

Представляется, что сам термин «ювенальная юстиция» весьма удачный. Если иметь в виду ювенальное право, то здесь, на наш взгляд, уместно употреблять и его синоним – детское право, сущность которого «не в том, что должен сделать ребенок, а в том, что не должны делать все сограждане в отношении этого ребенка». Тем более, как отмечалось, что в качестве отрасли законодательства понятие детского права уже употреблялось в 20-30-х прошлого века.

На сегодняшний день, говоря о развитии ювенальной юстиции в России и анализируя опыт отдельных регионов, мы ведем речь об уголовной ювенальной юстиции. Именно в сфере уголовного судопроизводства в России все эти годы апробировались ювенальные технологии в соответствии с Минимальными Стандартными Правилами ООН, касающимися поддержки правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинские правила»,1985 г.), и Конвенцией ООН «О правах ребенка».

К основным юридическим признакам правосудия по делам о несовершеннолетних, или принципам ювенальной юстиции относятся: восстановительный характер ювенальной юстиции; социальная насыщенность, индивидуализация и конфиденциальность судебного процесса; принцип воспитательного воздействия. Наряду с этим следует упомянуть о таких специфических особенностях правосудия по делам о несовершеннолетних, как его комплексный системный характер, предусматривающий единство и координацию деятельности всех заинтересованных структур; профилактическая направленность; особые требования к судье: профессионализма, гибкости, высокой нравственности, авторитетности и т.д.

Ювенальная юстиция «пытается найти» различные пути воздействия на несовершеннолетнего правонарушителя в его непосредственном окружении с целью сохранения или реабилитации его личности при осознанной неотвратимости наказания за содеянное. Принципиальная особенность исследуемого образования выражается также в соединении юридически организованной системы государственных судов с личностным индивидуальным попечением о детях.

Таким образом, под ювенальной юстицией в узком смысле следует понимать деятельность специализированных судов по делам о несовершеннолетних (где хотя бы одной из сторон является несовершеннолетний), основанную на соответствующих принципах правосудия для несовершеннолетних. Определение ювенальной юстиции в широком смысле предполагает включение многообразных вспомогательных (в том числе и альтернативных суду) организаций и структур, технологий, схем и программ, вплоть до привлечения различных элементов гражданского общества.

На сегодняшний момент назначение ювенальной юстиции выходит за рамки судопроизводства, чему причиной социальная значимость данной категории населения, ее критическое положение, обусловленное увеличением трудных жизненных ситуаций и ростом правонарушений несовершеннолетних и молодежи. В этом контексте следует обсуждать состав и содержание элементов, входящих в систему ювенальной юстиции. Преимущество отдается специализированным судебным органам (не только в виде отдельной системы судов, но и в виде судебных присутствий или коллегий в рамках судов общей юрисдикции). В широком смысле речь идет о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав; уполномоченных по правам ребенка; специализированных органах и учреждениях, в чью компетенцию входит решение тех или иных задач, связанных с молодежной политикой, обеспечением прав несовершеннолетних, борьбой с подростковой преступностью и т.п.; органах опеки и попечительства над несовершеннолетними; органах следствия и дознания; воспитательных колониях и других учреждениях длительной изоляции несовершеннолетних правонарушителей.

При всем обилии учреждений и организаций, входящих в структуру ювенальной юстиции, существующих ранее или вновь созданных, центральным звеном является детский (ювенальный) суд[77].

Современный юрист – это человек с философскими взглядами[78]. Именно такой подход – философско-юридический – должен присутствовать при осмыслении, определении, реализации концепции правосудия в отношении несовершеннолетних в современной России и при необходимости его научно-методического, кадрового и организационного обеспечения.

Учитывая непростой процесс становления ювенальной юстиции в непростой обстановке современной России, в различных регионах в силу различных условий (как объективных: отсутствие законодательной основы и финансовых возможностей, так и субъективных: понимание ситуации, наличие доброй воли и настрой глав администрации, позиция родительского сообщества, отношение представителей РПЦ, авторитет руководства комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов опеки и попечительства и т.д.) процесс становления детского правосудия, внедрения инновационных социально-правовых технологий происходит по-разному.

Новые подходы (стратегические ориентиры) к формированию социальной политики в отношении детей и молодежи, общемировые тенденции в этой сфере требуют рассматривать ювенальную юстицию в качестве системы, позволяющей использовать максимум средств, включая уже имеющуюся структуру защиты прав несовершеннолетних и молодежи, технологии, направления работы, учреждения, организации, элементы гражданского общества, всех, кто-либо по долгу службы, либо по зову сердца занимается проблемами детей; обратить внимание на взаимодействие права и социальной работы, единство правовых и социально-реабилитационных технологий.

С точки зрения правовой теории, подобное расширение предмета ювенальной юстиции уводит в сторону от её собственно юридической природы, не способствует наиболее полному теоретическому осмыслению проблемы, поскольку наблюдается смешение ее основных и вспомогательных элементов, что в какой-то степени воздействует на ход разработки и принятия соответствующих законопроектов.

Кроме того в настоящее время участники родительских сообществ, представители Русской православной церкви опасаются введения в России системы ювенальной юстиции[79], видя в ней угрозу семье. Важно, что в большинстве стран, где действуют самостоятельные детские суды, семейная политика, направленная на укрепление семейных связей и отношений, материальное обеспечение, достаточно развита и всегда находится в поле зрения государства с целью ее улучшения. Равно как и то, что ни один апологет ювенальной юстиции никогда не отрицал первостепенное значение семьи в деле воспитания ребенка. Приоритет семьи в становлении личности ребенка, его развитии, воспитании и образовании очевиден и бесспорен. Необходимо обратить внимание и на то, что ряд положений Основ Социальной Концепции РПЦ, касающихся профилактики преступности среди детей и юношества, наказания и исправления[80] совпадают с идеями ювенальной юстиции, изложенными в Пекинских правилах.

В поддержку концепции ювенальной юстиции, ее внедрения в судебную систему РФ, в качестве составляющей социальной работы с детьми и подростками свидетельствуют такие факты:

- достаточная разработанность правовой базы, регулирующей отношения с участием несовершеннолетних, которая дает возможность вводить элементы ювенальной юстиции. Речь идёт как о международном праве, так и о российском законодательстве: отраслевые кодексы, специальные федеральные законы и программы, посвященные непосредственно детям и молодежи, региональное законодательство;

- необходимость признания, соблюдения и защиты прав человека;

- исторический опыт ювенальной юстиции, которая успешно действовала в России в начале ХХ века. Не стоит отказываться и от таких элементов сложившейся в советское время системы профилактики правонарушений несовершеннолетних, как социальная насыщенность и ведение профилактической работы в рамках единой государственной программы;

- признание молодежи как социальной группы, имеющей стратегическое значение для будущего общества[81]; высокой социальной цена этой категории населения, от качества, а теперь и от количества которой, зависит будущее России;

- фактическое присутствие элементов ювенальной юстиции в российском правосудии; наличие ювенальных технологий, которые «работают» не столько на наказание, сколько на профилактику и восстановление личности юного правонарушителя.

Последние подвижки в этом направлении: образование при Совете судей Российской Федерации рабочей группы по созданию, внедрению и развитию механизмов ювенальной юстиции в системе правосудия Российской Федерации[82]; создание Межведомственной рабочей группы по формированию, внедрению и развитию ювенальных технологий в городе Москве[83] - обнадеживают и свидетельствуют об активизации организационной деятельности по обеспечению ювенальной юстиции, которая неизбежно приведет к решению кадровых и образовательных (научно-методических) вопросов. Немаловажен факт создания Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации[84], который имеет возможность софинансировать лучшие программы субъектов Российской Федерации по работе с «трудными» детьми. Во многих регионах страны определенную нишу в деле защиты прав несовершеннолетних занимают уполномоченные по правам ребенка; как указывалось, учреждена должность федерального Уполномоченного по правам ребенка.

На протяжении последних 10 лет судейское сообщество в инициативном порядке в сфере правосудия в отношении несовершеннолетних внедряет ювенальные технологии в работе судов общей юрисдикции Российской Федерации в соответствии с действующим уголовным и уголовно-процессуальным законодательством и общепризнанными принципами и нормами международного права. Идет процесс гуманизации российского правосудия в отношении несовершеннолетних, суды общей юрисдикции при рассмотрении уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних широко используют ювенальные технологии, предусмотренные Конвенцией ООН о правах ребенка, «Пекинскими правилами» (экономия уголовной репрессии, усиление воспитательного воздействия уголовного процесса, организация помощи несовершеннолетним, оказавшимся в конфликте с законом, с целью предупреждения совершения ими повторных правонарушений и их интеграции в общество).

Судебным Департаментом при Верховном Суде Российской Федерации сборник «Руководства ООН по оценке показателей в области правосудия в отношении несовершеннолетних», изданный на русском языке, в июле 2010 года был направлен во все верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономных областей и автономных округов, а также в Советы судей субъектов Российской Федерации для сведения и изучения.

Первопроходцем на пути создания специализированной судебной системы по делам несовершеннолетних, внедрения элементов ювенальной юстиции является Ростовская область (25 марта 2004 г. в городе Таганроге был открыт первый «ювенальный суд»). По информации, поступающей из регионов России, «ростовская модель» ювенальных технологий успешно используется, развивается и дополняется за счет собственных региональных инициатив. Внедрение в судопроизводство по делам несовершеннолетних ювенальных технологий осуществлялось без каких-либо дополнительных финансовых затрат и стало возможным только за счет соответствующей организационной работы[85]. Идеологией создания системы работы с детьми и молодежью в регионах, вопреки рыночным отношениям и ведомственной принадлежности, является взаимодействие всех структур, специализирующихся на работе с несовершеннолетними.

Анализ показывает, что в настоящее время в Российской Федерации элементы ювенальных технологий в своей работе используют суды Ростовской, Иркутской, Ленинградской, Брянской, Липецкой, Камчатской, Владимирской, Ивановской, Саратовской, Оренбургской, Волгоградской, Московской областей, Еврейской автономной области, Пермского края, Республик Хакасия и Карелия, городов Санкт-Петербурга, Москвы и других. Наибольшее количество районных (городских) судов, привлеченных к поэтапному изменению подхода к судопроизводству в отношении несовершеннолетних, работает в городе Санкт-Петербурге (20), в Саратовской (10) и Ростовской областях (12+ 3 модельных ювенальных суда)[86].

На начало 2010 года[87] ювенальные технологии в уголовном судопроизводстве с участием несовершеннолетних в своей работе использовали суды общей юрисдикции 52-х субъектов Российской Федерации.

Президиум Совета судей РФ отметил, что судами, применяющими ювенальные технологии, обеспечивается эффективность и качество правосудия по делам о преступлениях несовершеннолетних, развиваются механизмы взаимодействия судов с органами и службами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в целях защиты прав несовершеннолетних, оказавшихся в конфликте с законом, снижения рецидива, обеспечения безопасности общества. Для обеспечения достижения единообразия судебной практики по применению ювенальных технологий при рассмотрении дел о преступлениях несовершеннолетних Президиум Совета судей РФ просил Верховный Суд РФ учесть складывающуюся в регионах судебную практику применения ювенальных технологий в уголовном судопроизводстве при подготовке Пленума Верховного Суда РФ.

В связи с возникавшими у судов вопросами по уголовным делам о преступлениях несовершеннолетних при применении уголовного и уголовно-процессуального законодательства, общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров Российской Федерации, Пленум Верховного Суда Российской Федерации принял Постановление «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» от 1.02.2011 г. №1.

Пленум Верховного Суда РФ обратил внимание судов на их процессуальную обязанность обеспечения в разумные сроки качественного рассмотрения уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних, имея в виду, что их правовая защита предполагает необходимость выявления обстоятельств, связанных с условиями жизни и воспитания каждого несовершеннолетнего, состоянием его здоровья, другими фактическими данными, а также с причинами совершения уголовно наказуемых деяний, в целях постановления законного, обоснованного и справедливого приговора, принятия других предусмотренных законом мер для достижения максимального воспитательного воздействия судебного процесса в отношении несовершеннолетних (ст.ст.73,421 УПК РФ).

Новые подходы к формированию социальной политики в отношении детей и молодежи требуют при научном обосновании ювенальной юстиции обратить внимание на взаимодействие права и социальной работы, единство правовых и социально-реабилитационных технологий, привлечение к правосудию по делам о несовершеннолетних неюридических знаний.

Технология (от греч. tеchnо – искусство, мастерство, умение) - это совокупность приемов и способов получения, обработки или переработки, продуманная система знаний, умений о том, «как» и «каким образом» цель воплощается в результат[88].

Осуществление межведомственного подхода к реабилитационному процессу обеспечит непрерывность в работе с социально дезадаптированными детьми с момента их обнаружения до полного и всестороннего восстановления (психосоматического, социального, правового, интеллектуального). А это, в свою очередь, требует системы комплексных (с участием всех специалистов) технологий работы с детьми, находящимися в кризисной жизненной ситуации.

Как показывает анализ исследований по проблемам социальной и правовой защиты детей и подростков, в литературе отсутствует определение «кризисной жизненной ситуации». Есть понятие «дети группы риска» и понятие «трудной жизненной ситуации»[89].

Трудная жизненная ситуация – это ситуация, которая объективно нарушает жизнедеятельность гражданина (инвалидность; сиротство; безнадзорность; малообеспеченность, отсутствие определенного места жительства; лишение свободы, конфликты и жестокое обращение в семье; одиночество и т.п.) и которую он не может преодолеть самостоятельно[90].

В литературе выделяются виды кризисных жизненных ситуаций детей и подростков, связанных с развитием, системой отношений, состоянием души, утратой близких, отсутствием смысла жизни, особенностями психики, морально-этическими установлениями и т.д. Кризисная жизненная ситуация детей и подростков есть ситуация (социально-опасное состояние), угрожающая жизни и здоровью (как физическому, так и нравственному) самих детей и подростков, либо окружающих людей, если это сопряжено с их (детей) социально-опасными действиями.

Сложность разработки технологий работы с детьми и подростками в кризисной ситуации состоит в том, что содержание и результативность применяемых технологий всегда зависит от двух противоположных, независимых факторов, рассматривать которые необходимо в единстве. С одной стороны, это возможность технологизации социального, воспитательного пространства; с другой – учет того, что мотивацию детей и подростков включиться в совместную деятельность для решения кризисной ситуации, в которой они находятся, технологизировать в принципе невозможно.

Технологии работы с детьми в кризисной ситуации имеют свои особенности[91]. Во-первых, разработка каждой требует огромного объема информации, специальной селекции, обращения к результатам научных достижений. Она не может быть «пробной», «черновой», чего сложно избежать на практике. Во-вторых, при работе с детьми часть действий невозможно разбить на последовательные операции или алгоритмы. Именно поэтому необходимо различать технологии и методику. Если в технологиях превалируют процессуальные, количественные и расчетные компоненты, то в методиках – целевая, содержательная, качественная и вариантно-оценочная сторона. Технология отличается от методик своей воспроизводимостью и устойчивостью результатов. В-третьих, у технологий работы с детьми в кризисной ситуации чаще всего вероятностный характер результатов. Негарантированность «конечного результата» технологий работы обусловлена противоречивостью и уникальностью кризисной ситуации ребенка. В-четвертых, результат применения технологий в решении кризисных проблем ребенка во многом зависит от профессионального мастерства специалистов, их деловых и человеческих качеств.

Многообразие технологий решения проблем детей и подростков не исключает возможности их классификации и типологию. Типология как система теоретических знаний выступает формой научного обоснования и программирования технологий, выполняет прогностическую и ориентационную функцию.

Чрезвычайно важным для решения проблем детей в кризисной ситуации представляется рассмотрение единого территориального социально-ювенального воспитательного и развивающего пространства.

При определении сущности социально-ювенального[92] воспитательного, развивающего пространства необходимо исходить из того, что организация любого множества, независимо от природы его составляющих, предполагает упорядочение его элементов вокруг некоего центра и четкое ограничение области его определения. По отношению к «социально-ювенальному образовательному, воспитательному и развивающему» пространству это означает необходимость определить, что находится в центре этого пространства, из каких элементов оно складывается. В зависимости от решения этих вопросов в принципе возможна реализация нескольких моделей такого пространства.

Наиболее привлекательной моделью является территориальная модель «социально-ювенального образовательного, воспитательного и развивающего пространства». При условии сохранения устойчивых возможностей включения в «большее социально-ювенальное воспитательное и развивающее пространство» создаются оптимальные возможности взаимодействия всех структур в обеспечении решения проблем детей, формирования необходимой социально-правовой, образовательной, воспитательной и развивающей среды, включая все заинтересованные организации и учреждения, физические и юридические лица.

Следует отметить, что социально-ювенальное воспитательное и развивающее пространство - это не застывшая структура, а развивающийся «организм», по существу алгоритм деятельности органов власти, учреждений, организаций и служб различной ведомственной принадлежности и форм собственности. Это система, быстро реагирующая на потребности ребенка вообще и ребенка в кризисной ситуации, способная перестраиваться, не разрушая привычные для пользователя правила функционирования.

Данная система позволяет объединить материальные, профессиональные и организационные ресурсы территории на решение задач по защите прав ребенка, охраны его здоровья и физического развития, находить пути выхода конкретного ребенка из кризисных жизненных ситуаций, тем самым ликвидируя ведомственный подход в решении «детских» вопросов.

Технологии работы с несовершеннолетними, применяемые судами субъектов РФ, разработаны с привлечением знаний психологии подростка, возрастной педагогики, юриспруденции. Они нацелены найти выход из создавшейся кризисной ситуации, а именно:

- выявить нерешенные проблемы в области защиты прав и законных интересов детей, найти наиболее эффективные пути их решения;

- определить направления работы всех заинтересованных структур, призванных заниматься несовершеннолетними; скоординировать их деятельность на основе зарубежного опыта применения ювенальных технологий и с учетом внедрения ювенальных технологий в регионах Российской Федерации.

Следует отметить, что любая технология применяется адресно и определенным образом индивидуализирована. Если представить три семьи, имеющие детей-инвалидов, то при общности проблемы - инвалидности ребенка, условия у всех разные (доход семьи, количество родственников, семейные отношения и т.д.), поэтому процесс работы с этими семьями не может быть одинаковым.

Следующим фактором, обусловливающим многообразие технологий, является степень подготовки специалистов по их разработке и исполнению: различный уровень квалификации, профессионализма, опыта и др. Структура технологий в максимальной степени связана с формами и методами профессионального взаимодействия специалиста и ребенка в кризисной ситуации.

Инноватика ювенальных технологий состоит в единстве правового основания и социальной работы. К социальным службам системы ювенальной юстиции относятся организации, осуществляющие мероприятия по социальному обслуживанию детей (социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, медико-социальных, психолого-педагогических, правовых услуг и материальной помощи, организации обеспечения отдыха и оздоровления, социальной реабилитации детей, находящихся в кризисной жизненной ситуации, обеспечению занятости детей до достижения трудоспособного возраста), независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, а также граждане, осуществляющие без образования юридического лица предпринимательскую деятельность по социальному обслуживанию населения, в том числе и детей.

Ювенальные технологии, используемые субъектами РФ, подробно описаны участниками экспериментов по внедрению элементов ювенальной юстиции в регионах[93], а также проанализированы Верховным судом[94].

Технология сбора юридически значимой информации о несовершеннолетнем отражает «историю социальной болезни» несовершеннолетнего правонарушителя. Такая технология сбора информации по методологии «риски/потребности» универсальна. Ею легко могут воспользоваться специалисты всех служб профилактики правонарушений несовершеннолетних: комиссий по делам о несовершеннолетних и защите их прав, органов опеки и попечительства, подразделений по делам несовершеннолетних ОВД, органов образования; конкретно школьные педагоги и психологи и т.п.

Технология «риски/потребности» необходима, чтобы вести работу с несовершеннолетними «группы риска», еще не попавшими в орбиту уголовного судопроизводства; при подготовке доклада суду о личности несовершеннолетнего правонарушителя. Причем такой доклад могут подготовить по этой методике не только помощники судей, но и другие специалисты системы профилактики, поскольку не во всех регионах такой доклад готовит помощник судьи, в некоторых регионах для этого привлекают социальных работников, либо работников подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел и комиссий по делам о несовершеннолетних и защите их прав[95].

Для судебной системы польза предлагаемой технологии сбора юридически значимой информации, полученной в результате судебной психологической экспертизы, неоценима. Судье сразу видно, что за ребенок перед ним, какие проблемы требуют вмешательства. Отсюда ясно, что записывать в частном постановлении суда в соответствии с ч.4 ст.29 УПК РФ, на основании которого «запускается» индивидуальная программа реабилитации, воспитательной работы, а также учитывается все, что имеет отношение к назначению наказания / принудительных мер воспитательного воздействия. По сути, произошла унификация единой формы для всех работников профилактики и суда, причем универсальной для всей России. Это прикладной инструментарий, который сразу можно «запустить» в работу специалиста по защите прав несовершеннолетних.

Выводы

Правосудие – вид государственной деятельности, направленной на рассмотрение и разрешение различных социальных конфликтов, связанных с действительным или предполагаемым нарушением норм права[96], соответственно ювенальная юстиция занимается восстановлением уже нарушенных (или это нарушение предполагается, что не меняет сути) прав, где ребенок либо потерпевший, либо обвиняемый. Ювенальная юстиция как бы завершает, «достраивает» пирамиду юридической защиты прав ребенка. В основании же ее должны лежать законодательно закрепленные права и свободы.

Ювенальная юстиция – специальная система правосудия по делам о несовершеннолетних (где несовершеннолетний может быть и правонарушителем, и жертвой) – основана на взаимодействии суда и широкой сети социальных служб, занимающихся профилактикой и ресоциализацией (восстановлением личности) несовершеннолетнего, помогающих осознать ответственность и реализовать компенсацию вины несовершеннолетнего правонарушителя (речь идет о преступлениях небольшой и средней тяжести).

В отсутствие законодательного закрепления ювенальной юстиции ее развитие, «движение» по регионам РФ происходит путем внедрения элементов ювенальной юстиции, прежде всего, ювенальных технологий.

Становление и развитие ювенальной юстиции необходимо рассматривать как процесс, подвергающийся изменениям в связи с переменами социально-экономической, общественно-политической ситуации, особенностями региона, новациями законодательства и т.п.

Ювенальное право рассматривается нами: как прогностическая модель развития ребенка, как направление научного поиска; как основа практического пособия для подготовки специалистов в области конкретной защиты прав ребенка, реализации его конституционно-правового статуса; в качестве социальной программы по охране прав несовершеннолетних.

Предмет становящейся отрасли ювенального права можно определить в виде общественных отношений, возникающих в процессе реализации ребенком как самостоятельным субъектом правовых отношений, либо его законным представителем, принадлежащих ему субъективных прав и свобод и исполнения им юридических обязанностей. Сущность ювенального права не в том, что должен сделать ребенок, а в том, что не должны делать все сограждане в отношении этого ребенка.

Вопросы и задания для самопроверки и самостоятельной работы:

1.Особенности судопроизводства по делам о несовершеннолетних.

2.Международный опыт рассмотрения дел с участием несовершеннолетних и деятельности ювенальных судов.

3.Понятие и перспективы ювенальной юстиции.

4.Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

5.Принципы ювенальной юстиции

6.Сущность принудительных мер воспитательного воздействия.

7.Социально-правовые ювенальные технологии: назначение, классификация, опыт внедрения

8.Причины отсутствия в России законодательства о ювенальной юстиции

9.Понятие ювенального (детского) права. Актуальность и перспективы становления самостоятельной отрасли права

10.Определение понятий «дети в конфликте с законом», «трудная жизненная ситуация», «социально-ювенальное пространство».



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: