Экзаменационный билет №25

1. Организация кабинета психологической разгрузки

Так называется усовершенствованный вариант комнаты отдыха, в которой созданы оптимальные условия для быстрого и эффективного снятия эмоционального перенапряжения, восстановления работоспособности, проведения психотерапевтических и психогигиенических мероприятий.

В К. п. р. (Воробейчик Я. Н., Поклитар Е. А., 1989) применяется комплексный метод оптимизации психических процессов, условно названный психологической разгрузкой, который включает физиологические и психологические средства восстановления работоспособности и предупреждения переутомления эмоционального происхождения. Площадь К. п. р. определяется из расчета не менее 2 кв. м на человека. В комнате не должны ощущаться шум, вибрация и другие неблагоприятные факторы производственной среды, она должна быть обеспечена приточно-вытяжной вентиляцией. Оптимальная температура в помещении — +20-22°С. Комната оборудуется мягкими креслами с подлокотниками, в которых можно принять полулежачее положение (кресла желательно накрыть полиэтиленовой пленкой и обеспечить подставками для ног), магнитофоном (с набором кассет), гидроаэроионизатором, а при возможности — кондиционером. В цвето-световом решении интерьера должны преобладать голубой и зеленый цвета, успокаивающие нервную систему. Желательно, чтобы создавалось впечатление пребывания на лоне природы. Пол покрывается линолеумом на мягкой основе, гармонирующим по цвету с окраской стен. Цветовая композиция дополняется цветным освещением, трижды изменяющимся в течение сеанса. Для создания более полной иллюзии пребывания на лоне природы используются пейзажи, рождающие положительные эмоции. Это могут быть диапозитивы с изображением леса, моря, озера и др., проецируемые на экран с помощью диапроекторов. Для оформления К. п. р. можно использовать также декоративные элементы — валуны, гальку, коряги, вьющиеся растения и др.

Основная задача К. п. р. — восстановление работоспособности в стадии развивающегося утомления. Время пребывания в К. п. р. условно разделяется на 3 периода: отвлекающий (1,5-2 минуты), успокаивающий (7-10 минут), тонизирующий (2-3 минуты). В соответствии с задачами этих периодов трижды меняется музыка (по содержанию, громкости и темпу), цвет, уровень освещенности, поза, ритм дыхания и словесные формулировки аутогенной тренировки. Во время первого периода звучит запись пения птиц и популярные мелодии с мягким мелодико-ритмическим рисунком (громкость до 15-20 дБ). Посетители К. п. р. располагаются в креслах в свободной позе с приподнятыми ногами, рассматривают проецируемые на экран изображения ландшафтов, вызывающие положительные эмоции. На втором этапе для достижения состояния эмоционального равновесия включают зеленые лампы. Посетители принимают полусидячее положение, способствующее расслаблению мышц, переходя на успокаивающий ритм дыхания (короткий вдох и удлиненный выдох). Звучит негромкая мелодичная музыка (до 10 дБ), а в паузах — записанные на магнитофонную ленту психотерапевтические формулы, построенные с учетом характера труда, задач данного периода и требований аутогенной тренировки. Третий период проходит при оранжевом (красном) освещении, его музыкальная программа состоит из бодрых, мажорных произведений (марши, спортивные и молодежные песни, энергичная и веселая танцевальная музыка). Занимающиеся в К. п. р. постепенно переходят к позе стоя, делают несколько мобилизующих дыхательных движений (глубокий вдох и короткий выдох). Словесные формулы этого периода направлены на повышение общего тонуса, активизацию психических процессов. В заключение включают все лампы дневного света, и в сопровождении марша, веселой песни выполняется комплекс физических упражнений с учетом особенностей вида труда и возраста людей. Лицам, занимающимся тяжелой физической работой, полезен самомассаж. В соответствии с тремя указанными периодами желательно изменять с помощью подсветки виды, изображенные на крупных слайдах или проецируемые на экран. Например, вначале посетители видят изображение леса при заходящем солнце, на втором этапе — в предвечерние часы, на третьем — на рассвете, во время восхода солнца, когда просыпается природа, воздух насыщен озоном, ощущается приятный запах хвойных деревьев.

При ограниченных возможностях К. п. р. в первую очередь туда направляют лиц, работающих в условиях повышенной нагрузки на нервную систему, сочетающих работу с учебой, а также тех, кто жалуется на переутомление или находится в кризисной ситуации (тяжелая болезнь или смерть близкого человека, чрезмерно напряженная семейная обстановка, частые служебные конфликты и др.). В К. п. р. восстанавливается работоспособность лиц, находящихся в стрессовом состоянии, или тех, чья повседневная деятельность протекает в условиях эмоциональной напряженности. Эмоциональныйдистресс не только приводит к снижению трудоспособности и ухудшению деятельности организма, но и является одной из частых причин нарушения техники безопасности. Пребывание в К. п. р. способствует также предупреждению эмоционально-аффективного перенапряжения и его отрицательных последствий у лиц, страдающих заболеваниями, вызванными психическим фактором (неврозы, психосоматические расстройства). В К. п. р. можно осуществлять и другие психогигиенические мероприятия. К ним относятся:

1) массовое обучение работников различных предприятий приемам психотерапевтической доврачебной самопомощи и, в частности, аутогенной тренировке;

2) активнаяпсихопрофилактика рецидивов алкоголизма;

3) эмоционально-волевая тренировка спортсменов (по А. Т. Филатову);

4) дополнительные сеансы психологической разгрузки для работников пенсионного и предпенсионного возраста с целью продления трудоспособности;

5) лечебно-профилактическая помощь людям, желающим избавиться от хронического никотинизма;

6) психогигиенические беседы, включающие демонстрацию слайдов и прослушивание фрагментов литературно-музыкальных произведений, посвященные различным аспектам здорового образа жизни.

2. Я.А. Коменский – основоположник дидактики.

Ян Амос Коменский(1952-1670) – основоположник дидактики, великий чешский педагог, основоположник педагогики нового времени. Он не только создавал общую систему привычного нам образования, но и занимался ее детальной проработкой. Его теоретические труды по вопросам обучения и воспитания: «Материнская школа», «Великая дидактика», «Новейший метод языков», «Пансофическая школа» и др.

Основные педагогические идеи: всеобщее обучение, идеи дисциплины, понятие школьного года, дидактические принципы, классно- урочная система. Коменский считал, что обучение нужно осуществлять в школе с помощью: общешкольного плана, классно – урочной организации, учебы с 6 лет, проверки знаний, запрета пропускать уроки, учебников для каждого класса.

· Для детей 6 лет он предлагает материнскую школу- дошкольное воспитание под руководством матери.

· Для отрочества (6-12) предназначена шестилетняя школа родного языка. Для юношей должна быть латинская школа или гимназия.

· Для возмужалых (18-24) академия.

Коменский из философских воззрений сенсуалист.

Он настаивал на систематичности обучения. Он считал что в обучении надо идти от фактов к выводам, от примеров к правилам, которые систематизируют, обобщают эти факты и примеры; идти от конкретного к абстрактному от легкого к трудному, от общего к частному.

Связи с этим можно вспомнить принцип природасообразности. В «Великой дидактике» Коменский выдвинул такие основоположения:

- природа не смешивает своих действий, выполняет их по отдельности, в определенном порядке;

- всякое свое формирование природа начинает с самого общего и кончает наиболее особенным;

- природа не делает скачков, а идет вперед постепенно:

- начав что либо, природа не останавливается, пока не доведет дело до конца.

Принципы обучения- это основопологающие положения, которые определяют систему требований к содержанию организации и методике обучения.

Дидактически принципы: сознательность и активность, наглядность, системность и последовательность, прочность научность, доступность, связь теории с практикой.

Принцип сознательности и активности- подразумевает взаимосвязь педагогического руководства с сознательной, активной, творческой деятельностью учащихся. Сознательность проявляется в осмыслении цели и задач обучения, в полном знании фактов, глубоком понимании материала, проникновении в сущность изучаемого, умении сознательно применять его на практике.

Принцип наглядности обучения – Коменский требует демонстративности при объяснении вещей, при их изложении- это ничто иное как наглядность.

Принцип системности и последовательности – Человек только тогда обладает научным знанием, когда оно четко отражает картину внешнего мира, представляет собой систему взаимосвязанных понятий. П.с.и п. это получение знаний в системе, их последовательное усвоение.

Принцип прочности - Основательное изучение материала. Прочность усвоения учебного материала Зависит не только от объективных факторов: содержания и структуры этого материала, но так же от субъективного отношения к данному учебному материалу, обучению, учителю;прочность усвоения обуславливается организацие обучения. Работа памяти избирательна: чем важнее и интереснее тот или иной учебный материал закрепляется и дальше сохраняется.

Принцип доступности обучения – это соответствие организации и осуществление дидактического процесса уровню развития и подготовленности учащихся, их индивидуальным особенностям, возрасту.(от легкого к трудному, от общего к частному)

3. Психологическая характеристика младшего школьного возраста

Младший школьный возраст охватывает период жизни от 6 -11 лет.и определяет важнейшим обстоятельством в жизни ребенка – его поступлением в школу. Младший школьный возраст является этапом интенсивного психического развития. Именно в этом возрасте происходят прогрессивные прогрессивные изменения во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиологических функций и кончая возникновением сложных личностных новообразований.

На протяжении младшего школьного возраста начинается складыватся новый тип отношений с окружающимим людьми.

Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящее в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастом этапе.

В младшем школьном возрасте память, как и все другие психические процессы, претерпевают существенные изменения. Суть их состоит в том что память ребенка постепенно приобретает черты непроизвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредованной.

В этом возрасте происходит появление произвольного внимания. Ребенок становится самостоятельным. В основе этого вида поведения лежат нравственные мотивы, формирующиеся в этом возрасте. Ребенок воспитывает в себя моральные ценности, старается следовать определенным правилам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: