1. Подготовка и проведение психолого-педагогических консилиумов
Психолого-педагогический консилиум – организационная форма, в рамках которой происходит разработка и планирование психолого-педагогического сопровождения учащегося, определенных ученических групп и параллелей. Консилиум объединяет информацию об отдельном ребенке, классе, параллели, которой владеют учителя, классные руководители, школьный медицинский работник, педагог-психолог, социальный педагог, дефектолог. На основе целостного видения проблемы он разрабатывает общую педагогическую стратегию работы с параллелью, классом или отдельным школьником.
Консилиум позволяет:
• педагогу-психологу передать имеющиеся у него знания о ребенке или классе тем субъектам образовательного процесса, которые обладают значительно большими возможностями по влиянию и взаимодействию с учеником или коллективом;
• учителям стать наблюдательнее и объективнее в оценке различных сторон обучения и поведения школьников;
• педагогическому коллективу выработать общий язык обсуждения тех или иных проблем, предоставляя опыт коллективной деятельности;
• объединить усилия различных субъектов образовательного процесса, заинтересованных в успешном обучении и полноценном развитии школьников;
• наметить программу индивидуального развития ученика, класса, параллели;
• разработать меры по оказанию всесторонней помощи проблемному ученику или группе проблемных школьников.
Психолого-педагогический консилиум проводится:
- в соответствии с планом работы школы;
- по результатам обследования (психологической диагностики);
- по запросу учителя;
- по запросу педагога-психолога;
- по запросу родителей школьников;
- по запросу социального педагога;
- по запросу медицинского работника школы;
- по запросу ученика или группы школьников.
Объектом обсуждения на консилиуме может быть:
- параллель классов;
- отдельный класс;
- группа школьников;
- отдельный ученик.
Участники консилиума:
- директор;
- заместители директора школы по учебно-воспитательной и воспитательной работе;
- педагог-психолог;
- школьный медицинский работник;
- классные руководители (в начальной школе – основные учителя);
- социальный педагог;
- приглашенные учителя-предметники.
Какую информацию предоставляет каждый участник психолого-педагогического консилиума для обсуждения?
1. Информация педагога-психолога
Педагог-психолог предоставляет на консилиум информацию о конкретных школьниках и обобщенные данные по классу (параллели классов), которая включает в себя:
- результаты собственных наблюдений;
- результаты экспертных опросов педагогов и родителей школьников;
- результаты обследования школьников.
Формой предоставления психологических данных может быть приложение к протоколу психологического обследования, заполняемого педагогом-психологом, накануне консилиума. В бланке приложения, к протоколу данные могут быть обобщены следующим образом:
1. В свободной форме описаны психологические особенности:
- обучения;
- поведения;
- самочувствия школьника.
2. Названы обнаруженные нарушения или отклонения от:
- возрастной;
- психической;
- социальной нормы у того или иного школьника.
3. Описаны конкретные проявления этих нарушений:
- умственное снижение по отношению к возрастной норме;
- психологические нарушения в личностных ситуациях или отклонениях в поведении, асоциальных проявлениях.
4.Указаны причины существующих нарушений.
5. Перечислены адекватные формы помощи конкретным школьникам.
Информация по классам представляется в сводных таблицах.
2. Информация классного руководителя
Классный руководитель представляет на консилиуме:
- результаты своих наблюдений и бесед с учителями-предметниками;
- педагогическую характеристику учебной деятельности и поведения конкретных школьников и класса в целом.
Классный руководитель фиксирует:
- трудности, которые испытывает тот или иной ученик в различных ситуациях;
- особенности индивидуальных черт его обучения;
- самочувствие ученика в школе.
Характеристика школьника складывается из следующих показателей:
1. Качественные характеристики учебной деятельности.
2. Количественные показатели учебной деятельности.
3. Показатели поведения и общения в ходе учебной деятельности.
4. Показатели эмоционального состояния в учебных ситуациях.
Давая характеристику школьнику, классный руководитель останавливается на тех показателях, которые содержат важную для работы консилиума информацию.
3. Информация медицинского работника.
Медицинский работник предоставляет информацию о состоянии здоровья и физических особенностях школьников.
Выделяются три основных показателя:
1. Физическое состояние ребенка на момент проведения консилиума:
- соответствие физического развития возрастным нормам;
- состояние органов зрения, слуха, костно-мышечной системы;
- переносимость физических нагрузок (на основании данных учителя физкультуры).
2. Факторы риска нарушения развития:
- наличие в прошлом заболеваний и травм, которые могут сказываться на развитии ребенка;
- факторы риска по основным функциональным системам, наличие хронических заболеваний.
3. Характеристика заболеваний за прошлый учебный год и часть текущего учебного года.
Таким образом, участники консилиума получают возможность увидеть ученика во всем разнообразии его школьного поведения, а также понять причины его проблем, уже, не будучи ограниченными своими профессиональными школьными задачами. Такое обогащение каждого ученика позволяет, во-первых, построить действительно системное, «объемное» сопровождение школьника, во-вторых, обеспечить всю необходимую помощь и поддержку, в-третьих, обладает большим психологическим развивающим эффектом.
В конце пишется рекомендации для ребенка, для родителей, для учителей. Консилиумы проводятся очень часто, по графику.
Городской консилиум.
Ознакомиться с документацией.
Принести работы ученика. Тетради с домашними работами, с контрольными работами.
Принести рисунки, характеристику.
Уговорить родителей на согласие на консилиум над их ребенком.
2. Характеристика подросткового возраста
Охватывает период от 10- 11 лет до 13-14 лет. Этот возраст считается кризисным, поскольку происходят резкие качественные изменения, затрагивающие все стороны его развития и жизни. Кризис подросткового возраста связан с изменением социальных ситуаций развития ведущей деятельности. Вед.вид деятельности – интимно-личностное общение.
Пик эмоциональной неустойчивости приходится у мальчиков на возрасте 11-13 лет, у дев.13-15 лет. Основные линии развития подростков связаны с прохождением личностных кризисов связанного с отделением от семьи и приобретением самостоятельности.
3. Культурно-исторический подход к проблеме развития психики
Автор – известный российский ученый Л.С. Выготский. Данная концепция появилась на фоне споров о том, с каких позиций подходить к изучению человека. Среди разнообразных подходов доминировали два: «биологический» и «идеальный».
С «биологической» точки зрения человек имеет естественное происхождение и является частью живой природы, поэтому его психическую жизнь можно описать теми же понятиями, что и психическую жизнь животных. К числу ярчайших представителей этой позиции может быть отнесен И.П. Павлов, обнаруживший, что законы высшей нервной деятельности одинаковы как для животных, так и для человека. Поэтому бытовало мнение, которое и сегодня разделяют некоторые физиологи; оно заключается в том, что физиология высшей нервной деятельности, или наука о мозге в целом, рано или поздно заменит собой психологию. Но тогда вполне закономерно возникает предположение о том, что сознание, присущее человеку, должно встречаться и у животных, а если мы говорим о сознании как качественно новом образовании, то необходимо вводить совсем другие понятия и искать совсем другие законы.
Л.С. Выготский решил эту проблему по-другому. Он показал, что человек обладает особым видом психических функций, которые полностью отсутствуют у животных. Эти функции, названные Л.С. Выготским высшими психическими функциями, составляют высший уровень психики человека, обобщенно называемый сознанием. Они формируются в ходе социальных взаимодействии. Иными словами, Выготский утверждал, что высшие психические функции человека, или сознание, имеют социальную природу. При этом под высшими психическими функциями подразумеваются: произвольная память, произвольное внимание, логическое мышление и др.
В концепции Выготского можно выделить три составные части. Первую часть можно назвать «Человек и природа». Ее основное содержание можно сформулировать в виде двух тезисов. Первый – тезис о том, что при переходе от животных к человеку произошло кардинальное изменение отношений субъекта со средой. На протяжении всего существования животного мира среда действовала на животное, видоизменяя его и заставляя приспосабливаться к себе. С появлением человека наблюдается противоположный процесс: человек действует на природу и видоизменяет ее. Второй тезис объясняет существование механизмов изменения природы со стороны человека. Этот механизм заключается в создании орудий труда, в развитии материального производства.
Вторая часть концепции Выготского может быть названа «Человек и его собственная психика». Она содержит также два положения. Первое положение заключается в том, что овладение природой не прошло бесследно для человека, он научился овладевать собственной психикой, у него появились высшие психические функции, выражающиеся в формах произвольной деятельности. Под высшими психическими функциями Л.С. Выготский понимал способность человека заставить себя запомнить некоторый материал, обратить внимание на какой-либо предмет, организовать свою умственную деятельность.
Второе положение заключается в том, что человек овладел своим поведением, как и природой, с помощью орудий, но орудий специальных – психологических. Эти психологические орудия он называл знаками.
Знаками Выготский называл искусственные средства, с помощью которых первобытный человек смог овладеть своим поведением, памятью и другими психическими процессами. Знаки были предметны, – «узелок на память» или зарубка на дереве тоже выступают как знак, как средство, с помощью которого овладевают памятью. Например, человек увидел зарубку и вспомнил, что надо делать. Сам по себе этот знак не связан с конкретным видом деятельности. «Узелок на память» или зарубка на дереве могут быть содержательно связанными с различными видами трудовых операций. Но, столкнувшись с подобным знаком-символом, человек соединял его с необходимостью выполнить какую-то конкретную операцию. Следовательно, подобные знаки выступали в качестве дополнительных символов, содержательно связанных с трудовой операций. Однако, для того чтобы выполнить эту трудовую операцию, человеку необходимо было вспомнить о том, что именно он должен сделать. Поэтому знаки-символы являлись пусковыми механизмами высших психических процессов, т.е. выступали в качестве психологических орудий.
Третью часть концепции Выготского можно назвать «Генетические аспекты». Эта часть концепции отвечает на вопрос «Откуда берутся средства-знаки?» Выготский исходил из того, что труд создал человека. В процессе совместного труда происходило общение между его участниками с помощью специальных знаков, определяющих, что надо делать каждому из участников трудового процесса. Вполне вероятно, что первыми словами были слова-приказы, обращенные к участникам трудового процесса. Например, «сделай то», «возьми это», «отнеси туда» и т.д. Эти первые слова-приказы по свой сути были словесными знаками. Человек, услышав определенное сочетание звуков, выполнял ту или иную трудовую операцию. Но позднее, в процессе деятельности человек стал обращать команды не па кого-нибудь, а на себя. В результате из внешнекомандной функции слова родилась его организующая функция. Так человек научился управлять своим поведением. Следовательно, возможность приказывать себе рождалась в процессе культурного развития человека.
Можно полагать, что сначала функции человека приказывающего и человека, исполняющего эти приказы, были разделены и весь процесс; по выражению Л.С. Выготского был интерпсихологическим, т.е. межличностным. Затем эти отношения превратились в отношения с самим собой, т.е. в иптрапсихологические. Процесс превращения интерпснхологических отношений в ннтрапсихологические Выготский назвал интериоризацией. В ходе интериоризации происходит превращение внешних средств-знаков (зарубки, узелки и др.) во внутренние (образы, элементы внутренней речи и др.).
В онтогенезе, по мнению Выготского, наблюдается принципиально то же самое. Сначала взрослый действует словом на ребенка, побуждая его что-то сделать. Потом ребенок перенимает способ общения и начинает словом воздействовать на взрослого. И, наконец ребенок начинает воздействовать словом на самого себя.
Таким образом, в концепции Выготского можно выделить два фундаментальных положения. Во-первых, высшие психические функции имеют опосредованную структуру. Во-вторых, для процесса развития психики человека характернаинтериоризация отношений управления и средств-знаков. Главный вывод этой концепции заключается в следующем: человек принципиально отличается от животного тем, что он овладел природой с помощью орудий. Это наложило отпечаток на его психику, – он научился овладевать собственными высшими психическими функциями. Для этого он также использует орудия, но орудия психологические. В качестве таких орудий выступают знаки, или знаковые средства. Они имеют культурное происхождение, причем универсальной и наиболее типичной системой знаков является речь.
Следовательно, высшие психические функции человека отличаются от психических функций животных по своим свойствам, строению и происхождению: они произвольны, опосредованы, социальны.