Элементы форм государства

Форма правления — система организации высших органов государственной власти, порядок их формирования, компетенция, взаимоотношение между собой и с населением (старейший элемент: учёными он стал выделяться ещё в Древней Греции);

Форма государственного устройства — система территориальной организации государства (активно изучается начиная с XVII—XVIII вв.);

Государственный (политический) режим — методы осуществления государственной власти (наукой стал выделяться только в начале XX в.).

Типология форм государства[править вики-текст]

Монократическая форма государства

В основе организации государственной власти лежит принцип единовластия. Государственная власть сосредоточена в руках либо одного лица (теократический монарх в султанате Оман), либо одного государственного органа (Высший совет эмиров семи частей федерации ОАЭ) или системы определённого рода государственных органов (нацистский режим в Германии и фашистский режим Италии, режим Иди Амина в Уганде до 1979 г.). Для такой государственной власти характерна закрытая тоталитарная система, власть закрыта для давления на неё со стороны заинтересованных групп, тем более, что подобные попытки могут встретить суровую расправу. В государстве существует идеологический монизм, однопартийность или принят принцип несменяемости одной руководящей партии[3].

Монократическая форма государства может иметь следующие разновидности:

Теократическая монократия, существующая в странах мусульманского фундаментализма (Саудовская Аравия, Катар, ОАЭ);

Экстремистская (фашистская) монократия (в прошлом фашистская Германия и Италия, диктатура Франко в Испании, режим красных кхмеров в Камбодже);

Милитаристская монократия, когда государственная власть принадлежит военному совету, а фактически — его руководителю (Ирак при Саддаме Хусейне, в настоящее время (Мьянма, Фиджи);

Монократия тоталитарного социализма (СССР до 1953 г., КНДР).

Поликратическая форма государства

Характеризуется разделением властей, существованием нескольких центров власти в масштабе государства (глава государства, правительство, парламент, суды,органы конституционного контроля), определённой децентрализацией управления территориями, в государственном режиме преобладают демократические методы управления, связанные с регулярным проведением выборов, поисками компромиссов и консенсуса, гарантией прав граждан.[3].

Поликратическая форма государства может иметь следующие разновидности:

Традиционная поликратия, которая окончательно сложилась в большинстве демократических стран после Второй мировой войны (Франция, США, Япония,Австралия, Норвегия);

Постсоциалистическая поликратия, сложившаяся после распада социалистического блока (Венгрия, Польша, Чехия, Болгария).

Сегментарная форма государства

Промежуточная форма, она существует в условиях, когда в обществе доминирует сравнительно широкий слой олигархии, но элита, стоящая во главе узка и по существу иногда замыкается на одном должностном лице — президенте (Египет, Индонезия, Венесуэла) или монархе (Иордания, Марокко). Сегментарная форма государства может иметь следующие разновидности:

Сравнительно либеральная форма (Венесуэла, Парагвай, Иордания);

Более авторитарная форма (Нигерия, Сенегал, Марокко).

Вопрос 12: Определение формы правления государства, ее сущность и классифика­ция.

Существующие государства (как и существовавшие ранее) различаются между собой не только по своей сущности, содержанию, функциям и задачам, но и по форме. Под формой государства понимается совокупность его внешних признаков, показывающих порядок образования и организацию высших органов государства, его территориальное устройство, приемы и методы осуществления государственной власти.

Форма государства является непосредственным выразителем и носителем его сущности и содержания. Каковы сущность и содержание государства, такова в конечном счете будет и его форма. Изучить государство с точки зрения его формы – это значит, в первую очередь изучить его строение, основные составные части, внутреннюю структуру, основные методы осуществления государственной власти.

Форма государства зависит от многих факторов: исторические условия возникновения и развития государства, традиции, национальный состав и др. Например, Россия, занимающая большую территорию и имеющая многонациональный состав населения, имела больше предпосылок стать федерацией, чем унитарным государством. И хотя не существует абсолютно одинаковых государств, тем не менее, юридической наукой выработаны модели формы правления, формы государственного устройства и государственно-правового режима. Элементами формы государства являются форма правления, форма государственного устройства и государственно-правовой (политический) режим.

Форма правления характеризует порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношения друг с другом и с населением. То есть, форма правления показывает, кто осуществляет верховную власть в государстве.

Форма правления есть организация государства, включающая в себя порядок образования высших и местных государственных органов и порядок взаимоотношений между ними.

К верховной государственной власти относят главу государства (президент, монарх), законодательный орган (парламент), правительство.

Если верховная власть осуществляется одним лицом – имеет место монархическая форма правления, в тех случаях, когда она принадлежит коллективному органу – республиканская. История и современность знают разные виды монархий и республик. Они в значительной степени зависят от типов государств, а также от условий их возникновения и функционирования.

Монархия – это форма правления, при которой вся полнота государственной власти сосредоточена в руках одного человека – монарха (короля, шаха, императора и т.п.).

В переводе с греческого «монархия» означает «единовластие», «единодержавие». Наиболее типичные черты монархии следующие: единоличный правитель, власть к которому переходит по наследству и принадлежит ему пожизненно, по закону монарх не может быть отстранен от власти, обладает всей полнотой власти, ответственности за то, как управляет страной, не установлено.

Указанные признаки характеризуют, как правило, абсолютную (неограниченную) монархию, которая была присуща рабовладельческому и феодальному обществам, хотя некоторые авторы, например В.М. Корельский, полагают, что в настоящее время такая форма правления существует в Саудовской Аравии.

Помимо неограниченной существует монархия ограниченная. Первоначальной ее формой была монархия дуалистическая. Такая монархия характеризуется тем, что наряду с юридической и фактической независимостью монарха существуют представительные органы с законодательными и контрольными функциями. Исполнительная власть принадлежит монарху, который исполняет ее непосредственно или через правительство. Монарх хотя и не имеет законотворческих полномочий, но наделен правом абсолютного вето. Дуализм проявляется в том, что монарх не может принять политическое решение без согласия парламента, а парламент без согласия монарха. Такие монархии существовали в Западной Европе в Средние века, в настоящее время их не существует, хотя иногда к ним относят Иорданию и Марокко.

Другая разновидность ограниченной монархии – парламентарная, или конституционная. В наше время существует в таких странах, как Англия, Голландия, Швеция, Бельгия, Испания, Норвегия и др. Среди ее признаков следует назвать следующие:

– власть монарха ограничена во всех сферах государственной власти,

– исполнительная власть реализуется правительством, которое ответственно перед парламентом,

– правительство формируется из представителей партии, победившей на выборах в парламент,

– главой правительства становиться лидер партии, обладающей большинством мест в парламенте,

– законы принимаются парламентом, их подписывает монарх, но правом вето он не обладает.

В некоторых странах за монархом могут сохраняться определенные полномочия, например, право назначения главы правительства, министров, но только по предложению парламента. Монарх не вправе отклонить кандидатуру министра, если оно прошла одобрение в парламенте.

Но не во всех государствах, где установлена парламентарная монархия, доминирует парламент. Например, в странах, где существует двухпартийная система (Великобритания, Канада, Австралия) или многопартийная система с одной доминирующей партией (Япония), парламентская модель отношений между парламентом и правительством практически превращается в свою противоположность. Юридически парламент осуществляет контроль за правительством. Но на самом деле, правительство, состоящее из лидеров партий, обладающих большинством в парламенте, через партийные фракции контролируют парламент. В литературе эта система получила название системы кабинета или министериализма.

Республика – форма правления, при которой государственная власть делегируется коллегиальному (сенат, парламент, народное собрание и т.п.) или единоличному органу, избираемомуна определенный срок.

Для данной формы правления характерно следующее: верховная власть осуществляется выборными органами, источником власти является народ, который реализует эту власть посредством проводимых через определенные промежутки времени выборов высших и местных представительных органов, а также органов местного самоуправления, срочность полномочий высших органов власти (парламента, президента), юридическая и политическая ответственность главы государства и других должностных лиц.

В настоящее время республиканская форма правления – самая распространенная в мире, основные ее разновидности – парламентская и президентская республика. Основное различие между ними состоит в особенностях политической ответственности правительства.

В классической президентской республике президент одновременно является и главой государства и главой исполнительной власти. Поэтому он свободен в выборе министров, а парламент не вправе отправить их в отставку как персонально, так и всем кабинетом. Президент, как и парламент, избирается населением и потому непосредственной ответственности перед парламентом не несет, однако нуждается в его поддержке (особенно в вопросах бюджета). В то же время он не может распустить парламент. Отношения между президентом и парламентом строятся на системе сдержек и противовесов (США, Аргентина, Мексика, Бразилия и др.). К достоинствам такой формы правления следует отнести: стабильность и большую эффективность, т.к. президент, обладая широкими полномочиями, во многом определяет политику государства, а управленческое воздействие более целенаправленно. Недостатки: чрезмерная концентрация власти в руках одного лица – президента, отсюда возможность злоупотребления ею, что нередко приводит к культу личности и трансформации президентской республики в суперпрезидентскую, когда представительные органы практически утрачивают свое значение.

В классической парламентской республике правительство формируется партиями, обладающими большинством иногда и меньшинством в парламенте (однопартийное, коалиционное), и несет перед парламентом политическую ответственность. В случае необходимости парламент может объявить правительству вотум недоверия, что означает, что парламент не доверяет правительству, и оно должно уйти в отставку. Характерным для парламентской республики является также наличие должности премьер-министра, который выполняет одновременно функции главы правительства и лидера правящей партии или партийной коалиции. Президент такой республики избирается либо парламентом, либо расширенной коллегией, состоящей из членов парламента. Формально он может обладать значительными полномочиями, но является лишь номинальным главой государства.

Парламентская республика характеризуется сильной законодательной властью и подчиненностью ей исполнительной власти. Как правило, в парламентской республике президент не обладает правом вето на законы, правом проведения референдума, введения чрезвычайного положения. К государствам с парламентской формой правления относят Германию, Италию, Турцию, Венгрию, Индию, Израиль и др.

Достоинства: считается более демократичной, т.к. правительство формируется коллегиальным органом – парламентом, а не одним лицом, как в президентской, поэтому здесь отсутствуют объективные предпосылки для сосредоточения власти в одних руках. Основной недостаток: при многопартийной системе возможны частые правительственные кризисы.

Таким образом, как показывает практика, классические формы парламентской и президентской республик не всегда способствуют согласованности и взаимодействию высших органов государства, что ведет к снижению управляемости государством, к кризису всей политической системы.

Для устранения этих и некоторых иных негативных проявлений создаются смешанные, «гибридные» формы современной государственности. Это выражается в том, что на основе демократизации политических режимов практически утрачиваются различия между монархией и республикой. Ведь в настоящее время существуют такие монархии, где глава государства (индивидуальный или даже коллегиальный) не наследует трон, а переизбирается через определенный период времени (Арабские Эмираты, Малайзия). В то же время в некоторых республиках при тоталитарных режимах проявляется монархический признак – несменяемый глава государства.

Достаточно широкое распространение и признание получила практика государственного строительства, когда на основе снижения роли президента в президентской республике и повышения его роли в парламентской республике создаются полупрезидентские, полупарламентские республики. К таким странам можно отнести: Австрию, Ирландию, Португалию, Финляндию, Польшу, Францию.

В подобных республиках президент и парламент избираются непосредственно народом, главой государства выступает президент. Он назначает главу правительства и министров с учетом расклада политических сил в парламенте. Парламент также имеет возможность контролировать правительство путем утверждения ежегодного бюджета страны, а также посредством вынесения правительству вотума недоверия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: