Фонология

В рамках изучения этого раздела необходимо познакомиться с понятиями фонема и фонемный анализ. Фонема как единица анализа не рассматривается в школьном курсе фонетики, но учителю очень важно понимать, что за этим стоит, и в доступной для учащихся форме доносить все необходимое до их сознания.

Учение о фонеме лежит в основе фонологии – раздела языкознания, изучающего функциональную значимость звуковой стороны языка. Основоположником фонологии стал И.А.Бодуэн де Куртенэ, который и ввел понятие фонемы в научный обиход, противопоставив его понятию звука. На основе его идей возникло несколько фонологических школ. В Росси ведущими являются Московская фонологическая школа (МФШ) и Петербургская (Ленинградская) фонологическая школа (ПФШ). Познакомиться с научными взглядами представителей разных фонологических школ можно по рекомендуемой литературе.

Звуки речи могут рассматриваться не только с акустико-физио­логии­ческой точки зрения, но и со стороны их способности различать звучания слов и их смысл. В этом случае изучается не качество звука, а его назначение в речи, его функция. Изучением функцией звуков занимается фонология, основными единицами которой являются фонема и фонемный ряд. Звук речи и фонема – это две разные единицы фонетической системы. Они не могут отождествляться, но не могут быть оторваны. Это понятия соотносительные, отражающие две стороны одного и того же явления: 1-я сторона артикуляционно-физиологическая, 2-я сторона функциональная. Фонема как единица функционального плана реально воплощается в звуках речи. Фонемы существуют в нашем языковом сознании как единые комплексы звуков. У фонем в языке имеются две важные функции: первая – различать разные слова, морфемы (смыслоразличительная), вторая – способствовать отождествлению (идентифицирующая). Так, слова лиса и леса мы воспринимаем как разные, потому что у них разные корни с разным значением, а слова леса, лес, лесок, лесной, лесник осознаем как слова с одинаковым значением (леса, лес) или близким. Фонемы – это абстрактные единицы фонетического уровня, воплощающиеся в речи в множествах позиционно чередующихся звуков. Так, фонему /о/ представляет следующий ряд звуков: [о]-[ . о]-[о . ]-[ . о . ]-[ Ù]-[ъ]-[иэ]-[ь]. Таким образом, фонема – это кратчайшая линейно выделяемая языковая единица, представленная всем рядом чередующихся звуков, обусловленных фонетическими позициями, служащая для различения и отождествления слов и морфем. Глубже изучить понятие фонемы можно по рекомендуемой лингвистической литературе.

В рамках фонемного анализа дается характеристика анализируемой фонемы, ее позиции, указывается способ реализации фонемы в данной позиции. Фонемный анализ в нашем пособии дается с позиций МФШ (Московская фонологическая школа). Для анализа необходимо охарактеризовать фонологическую позицию. Фонологическая позиция – это условия употребления, реализации фонемы в речи. В разных позициях одна и та же фонема выступает в разных звуковых обликах (аллофонах). Чередование звуков, воплощающих одну и ту же фонему, обусловливается фонетическими позициями. Позиции могут быть сильные и слабые. Наиболее благоприятными для выполнения фонемой ее различительной (сигнификативной) функции являются условия, в которых фонема противопоставлена наибольшему числу других фонем. Это сильная позиция фонемы. Для гласных фонем сильной является позиция под ударением, для парных согласных фонем сильные позиции следующие: 1) по звонкости-глухости – перед гласными, перед сонорными, перед /в/ и /в’/; 2) по твердости-мягкости – перед всеми гласными (по другой концепции – перед всеми, кроме /э/), на конце слова (для всех парных согласных, кроме заднеязычных), для переднеязычных – перед заднеязычными и твердыми губными, для фонем /л/ и /л’/ – перед всеми согласными фонемами. Не указанные здесь позиции для соответствующих фонем являются слабыми, т.к. в этих позициях наблюдается нейтрализация фонемного противопоставления, которая проявляется в том, что различные фонемы в слабой позиции получают тождественную звуковую реализацию. Для того чтобы определить, какую фонему реализует тот или иной звук с учетом нейтрализации, необходимо установить, в составе какой морфемы выступает анализируемая фонема в слабой позиции, после чего необходимо вывести в сильную позицию в составе тождественной морфеме. Например, существительное огонек [ÙгÙн’ок]. Первые две гласные фонемы в слабой позиции (безударной) находятся в составе корневой морфемы, в сильной позиции эти фонемы выступают в однокоренных словах о гненный и ог о нь, следовательно, звуки «крышечка» реализуют фонемы /о/ – /огон’ок/. Таким образом проверяются фонемы в слабых позициях как гласные, так и согласные, но в пределах той морфемы, где они расположены.

Следует отметить, что возможность вывести фонему в сильную позицию существует не всегда. При отсутствии соответствующей сильной позиции для фонемы речь должна идти о гиперфонеме, например: корова – первая гласная фонема, находящаяся в слабой позиции, не выводится в составе этого же корня в сильную позицию, следовательно, перед нами гиперфонема / к о \ а рова /.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: