Профессионально-ролевые позиции педагога. учитель-воспитатель

Бедное, бедное воспитание! Ни об одном педагогическом термине, наверное, не идет столько споров. То им нужно усиленно заниматься, то го вообще необходимо отменить. Да и вообще можно ли сейчас как-то воспитывать?

До недавнего времени на первое место в школе ставили деятельностный подход, казалось, что если ребенок начнет делать добрые и полезные дела, то он станет добрым и хорошим. Но деятельность, даже самая благая никогда никого не воспитывает.

Воспитывает тот, кто организует эту деятельность - ненавязчиво, просто самим фактом своего существования, а вовсе не тирадами про правильное поведение. К примеру, если старшая вожатая, угрюмая, со склочным и неуживчивым характером заставила детей заниматься тимуровской работой, то хоть три раза на день коли дрова старушкам, а лучше не станешь.

И, напротив, самая простая вещь вроде уборки школьной территории, но под руководством авторитетного умного педагога, заключает в себе высокий воспитательный потенциал.

К сожалению, все меньше и меньше мы встречаем в нашей педагогике личность. Да, честно говоря, и воспитывать –то стала практически некогда. 6-7 уроков, курсы, домашнее задание. На внеурочную деятельность времени практически не остается. Не смотря на предпринимаемые педагогами усилия, воспитательный потенциал школы продолжает снижаться в силу множественных объективных (политических и экономических) и субъективных (профессиональный и общекультурный уровень) причин.

Помимо прочего, сам исторический процесс развития общества способствует потере школой монополии на образовательную и воспитательную деятельность.

Современный ребенок воспитывается не столько в школе, сколько перед экраном телевизора и монитором компьютера. Само по себе техническое развитие общества не является негативным фактором. Но в отсутствии грамотно продуманного руководства со стороны взрослых, ребенок, попадая в хаос информации, подвергается опасности уродливого дисгармоничного развития. Мы, педагоги, оказались сегодня не готовы к такому руководству, т.к. темпы технического развития опередили наш личностный рост.

Вместе с тем, несмотря на технологизацию нашей жизни, по-прежнему остается актуальной роль личности воспитателя. Кто же он – современный педагог воспитатель?

Итак, воспитание - не работа, а деятельность, причем деятельность каждого учителя, пронизывающая все сферы приложения его профессиональных сил. Так прописано в теории педагогики и основах педагогического мастерства. Но на практике часто приходится сталкиваться с отказом многих учителей от участия в воспитательном процессе. Что делать в такой ситуации? Нужно обязать учителя к воспитанию, определив его функциональные обязанности и контролировать их. И эта идея не нова. Но качество воспитания оставляет желать лучшего. Почему? Много вопросов. Попробуем найти на них ответ.

Можно предположить, что срабатывает принцип неравной ответственности. В профессиональной позиции педагога можно выделить 2 субпозиции: учителя и воспитателя. Как воспитатель педагог работает с ребенком как с развивающейся личностью, тогда как в позиции учителя педагог встречается с ребенком как с субъектом учебной деятельности.

Многие педагоги считают, что на них не распространяются функции воспитателя, если они не классные руководители. Педколлектив исподволь начинает делится на воспитателей и не воспитателей. Первые постепенно осознают тяжесть своего «воза» и начинают, открыто или искусно маскируясь, потихоньку избавляться от него. Вторые – вообще не причастны. И в один прекрасный момент в школе остается только мероприятийная форма работы без содержания.

Может быть, выход кроется в том, что функциональные обязанности воспитателя должны быть у каждого педагога?

(ответы участников педагогического совета).

Возможно, но появляется эффект принуждающего долженствования. Вспомните, как выполняется работа, которую ты не понимаешь, не принимаешь, против которой бунтуешь внутренне. Получается имитация деятельности. для нас такой эффект тоже нежелателен.

Скорее всего, в самой идее функциональных обязанностей педагога как воспитателя есть нечто несовершенное. Они грешат линейностью и однозначностью. Подобная логика для обучающей деятельности педагога, и то не всегда. Но воспитание – деятельность духовно-практическая. Если в обучении есть прямой путь усвоения знаний, умений и навыков, то прямого и верного пути в становлении духовности нет. Можно сколько угодно обучать детей морали, но не развить в них нравственности.

Из всех предыдущих суждений следует вывод: попытки обязать педагога к воспитанию уговорами, угрозами контроля, взыванием к чувству долга неэффективны.

Воспитание – это духовно-практическая деятельность и мотивация к ней лежит внутри самой личности, а не вовне. Подлинный воспитатель не играет роли, не поддерживает свой статус, не выполняет функции – он живет в сфере духовных отношений с воспитанником, т.е. реализует позицию воспитателя.

Как охарактеризовать позицию воспитателя?

1. Общее определение: позиция – это единство сознания и деятельности. про человека, имеющего позицию, говорят «Он нашел свое место в жизни».

2. Уникальной и единственной в своем роде педагогическая позиция. Она одновременно является педагогически-личностной, педагогически-профессиональной и культурно-деятельностной.

Профессиональная позиция педагога в сфере воспитания – это способ реализации педагогом собственных базовых ценностей в деятельности по созданию условий для развития личности ребенка.

1) Профессиональную позицию педагога как воспитателя определяют так же и его личностные качества. Я предлагаю вам, уважаемые коллеги, выполнить следующее задание:

Составьте рейтинг качеств педагога, расположив их в порядке от наиболее важного к наименее важному, проставив нумерацию. (выполнение задания, оглашение результатов).

2) Сравните полученные данные с итогами опроса в выпускных 9 и 11 классах. учащиеся выполнили то же самое задание.

3) Для работы на педсовете наш коллектив условно поделен на 3 группы в соответствии с возрастом детей: 1 группа – начальное звено, 2 группа - среднее звено, 3 группа – старшее звено. Роль педагога как воспитателя в каждой из этих групп различна. Предлагаю вам составить обобщенную характеристику педагога – воспитателя в вашей возрастной группе. Какие личные качества выходят на первый план? Каков стиль взаимоотношений с воспитанниками? (выступление представителей групп).

4) Итоги диагностирования позиции педагога как воспитателя

5) Составление памяти «10 нельзя педагога воспитателя» (работа в группах).

6) Раздаточный материал. «Позиция педагога-воспитателя».

Как стать настоящим педагогом, владеющим мастерством воспитания?

Очень часто молодые педагоги, да и учителя с солидным стажем, связывают мастерство воспитания с находчивостью в выборе приемов поведения в конфликтной ситуации. Это, бесспорно важно, но не набором приемов силен мастер – воспитатель, не знанием способов наказания. Важно не наказывать ребенка словом, оценкой, а увидеть причину конфликта, попытаться ее искоренить. Помните, в любом конфликте с ребенком всегда виноват взрослый. Если ученик игнорирует ваш предмет, тайно или открыто бунтует, ищет оправдания и любую возможность быть вне вашего поля зрения, значит у вас конфликт. Мы, учителя, часто отказываемся от поиска корней этого конфликта в себе и почти всегда списываем все на ребенка. Это не профессиональный подход. Задумайтесь над этим!

Становление профессионального сознания педагога-воспитателя должно пройти три этапа:

I – рефлексивный анализ, направленность сознания на деятельность, а не на объект.

II – ценностно-смысловое самоопределение педагога как воспитателя.

III – личностно-профессиональное саморазвитие педагога.

Главный вывод из вышесказанного в том, что осуществление перехода педагога –воспитателя от низшего к высшему уровню развития своего профессионального сознания требует проектирования, усложняющихся форм совместной деятельности педагогов и постоянного саморазвития, самообразования и самосовершенствования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: