Лидерство в системе профессиональных взаимоотношений

Проявление лидерства достаточно разнообразны. Попытки типологизации

столь сложного явления обусловлены стремлением прогнозировать вероятное

поведение лидеров на основе тех или иных признаков.

I –ю попытку классификации лидерства предпринял М. Вебер. Его типология

опиралась на понятие «авторитет». М. Вебер различал три вида лидерства:

а) традиционное лидерство – основано на вере в святость традиций,

передаваемых по наследству.

б) Рационально-легальное лидерство – устанавливается через всеобщие

свободные выборы, опирается на учёт интересов выборщиков и лидера.

в) Харизматическое лидерство – связано с верой в сверхъестественные,

выдающиеся способности лидера, от которого ожидают чуда.

Одной из наиболее современных и распространённых типологий лидеров

является система профессора университета штата Огайо (США) Маргарет Дж.

Херман. Она классифицирует лидеров в зависимости от их имиджа. Имидж в

переводе с английского означает «Образ», а в обыденной жизни под ним

подразумевают визуальную привлекательность личности. М Херман выделяет 4

собирательных образов лидера на основе учёта 4-х переменных: характера

лидера, свойств его, способов взаимосвязи лидера и его сторонников,

конкретной ситуации в которой осуществляется лидерство.

Первый образ (имидж): лидер-знаменосец. Его отличают по собственному

взгляду на реальность и знанием средств его достижений. Лидер-знаменосец

определяет характер происходящего и способы преобразований. К таким лидерам

можно отнести одного из руководителей национально-освободительного движения

М. К. Ганди (1869-1942), В. И. Ленина, Мартина Лютера Кинга (1929 – 1968) и

некоторых других.

Второй образ: лидер-служитель. Он достигает признания благодаря тому,

что наиболее точно выражает интересы своих приверженцев. Лидерствует от их

имени, от группы. Лидеры такого типа руководствуются тем, что ожидают и в

чём нуждается их избиратель. Примерами подобного типа можно назвать Л. И.

Брежнего (1906-1982), К. У. Черненко (1911-1985) выражавших интересы

партийной бюрократии.

Третий образ: лидер-торговец. Существенные черты его состоят в

способности убеждать. Благодаря способности убеждать лидер-торговец

вовлекает в осуществление своих планов и проектов, собственных

приверженцев. Образом подобного типа можно назвать 40 – го президента Р.

Рейгана.

Четвёртый образ: лидер-пожарный. Его отличает быстрая реакция на

несущие требования, времени сформулированные его сторонниками. Он способен

эффективно действовать в экстремальных условиях быстро принимать решения,

адекватно реагировать на ситуацию.

Функции лидеров.

Функции лидеров в конкретном обществе зависят от степени

экономичности, политической, культурной зрелости сфер его жизни,

политического режима, индивидуальных качеств самого лидера.

1. Интегративная – объединение и согласование различных групп, интересов на

основе базовых ценностей и идеалов, признанных всем обществом.

2. Ориентационная – выработка политического курса отражающего тенденции

прогресса и потребности групп населения.

3. Инструментальная – определен. способов и методов осуществления

поставленных перед обществом задач.

4. Коммуникативная – обеспечен. устойчивость форм политич. самоорг-ции на

основе тесных конфликтов с общественностью, различн. ф-ци группами и

слоями.

5. Мобилизационная – инициирование необходимых изменений с помощью создания

развитых стимулов для населения.

6. Гаранта справедливости, законности и порядка.

Вопрос лидерства вызывали интерес людей с давних времен Однако, систематическое, целенаправленное и широкое изучение лидерства началось только во времена Ф Тейлора Вместе с тем, до настоящего времени так и не е достигнуто полного согласия, относительно понятия лидерства и методов его изученияння.

В процессе изучения проблемы лидерства учеными было предложено много различных определений этого понятия (рис 141):

Для того, чтобы окончательно определиться с тем, что же такое лидерство следует сравнить его с понятием \"управление\"

Понятие «лидер» и «руководитель» имеют много общего Тот и другой организуют, побуждают группу для решения поставленных перед ней задач, определяют выбор способов и средств их решения Вместе с тем, эти понятия далеко не тождественные Различие понятий \"управление\" и \"лидерство\" связано с существованием в любой организации двух типов отношений - формальных и неформальных Лидерство - это процесс оп ливу на людей, порожденный именно системой неформальных отношений, а управление подразумевает в первую очередь наличие четко структурированных формальных отношений, через которые оно реализуется, а роль руководителя бы определена формальной структурой его функций, как правило, право на применение санкций является безоговорочным и тд Лидерство, напротив, формируется спонтанно, стихийно, на уровне напивусвидомлених психол огичних преимуществ Итак, можно выделить следующие основные различия между лидером и руководителемі основні відмінності між лідером і керівником:

1 Быть лидером и быть руководителем - это не одно и то же

2 Влияние руководителя основывается на власти и ее источниках, лидерство основано на процессе социального воздействия и на взаимодействии в организации

3 Управление предполагает взаимосвязь \"руководитель - подчиненный\", лидерство - \"лидер - последователь\"

4 Руководитель является в первую очередь формальным лидером, но само лидерство определяет наличие неформальной основы Можно быть руководителем и не быть лидером

5 Лидерство отличается от руководства меньшей стабильностью, так как зависит от настроения группы, характера ситуации и не подкреплено, в отличие от руководства, системой правовых санкций;

6 Процесс управления определяется не только внутригрупповых, но и внешними обстоятельствами (например, связями с другими организациями и тд), тогда как лидер решает только проблемы, возникающие в группе ипі;

7 лидеров действует внутри группы, а руководитель связывает группу с другими социальными системами

Таким образом, учитывая вышеизложенное, можно дать следующие определения

Лидерство - это тип управленческого взаимодействия, основанный на более эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей

Лидер - лицо, имеющее общее признание группы, к которой прислушиваются и которая способна вести за собой людей

Влияние лидера имеет, как правило, два источника:

личный авторитет (члены группы признают лидера благодаря его положению, опыта, мастерства, образованию);

харизматические свойства (человечность, вежливость, нравственность и т.п.) Лидерство в организации проявляется через особые типы взаимоотношений.

Сущность лидерства, таким образом, заключается в том, что последователи признают лидера только в том случае, когда он доказал свою компетентность и ценность для них Лидер получает власть от последователей и дл ля ее поддержки он должен предоставлять им возможность удовлетворять свои потребности В ответ последователи удовлетворяют потребность лидера во власти над ними и оказывают ему необходимую поддержкуку.

Идеальным вариантом считается сочетание формального и неформального лидерства, то есть официальный руководитель признается членами группы и как лидер В этом случае его формальные права дополняются возможностью ю неформального воздействия на группу В тех случаях, когда руководитель и лидер не совпадают в одном лице могут возникать неудовлетворенность работой и увеличение конфликтноститі.

Известно много качеств, присущих признанному лидеру и все они очень разные

Дальновидность Лидеру нужно уметь определять цели и объяснять их содержание другим

Рассудительность Это качество трудно определить или измерить, но она несомненно, свойственна лишь признанному лидеру

Умение объективно оценить качества своих подчиненных и сделать все, чтобы они могли в полной мере применить их в общем деле

Энергичность Управление истощает физически, умственно и душевно, не в последнюю очередь потому, что лидер полностью находится под властью своих идей Выносливость - залог успешного руководства

Решительность Поскольку лидер прокладывает новые пути в бизнесе и принимает на себя весь возможный риск, то именно он чаще, чем кто-либо другой, терпит поражение в своих начинаниях Поэтому важно уметь встать после поражения, а к каждую неудачу рассматривать как часть обученияя.

Последовательность Это своеобразный показатель, определяющий успешного лидера Умение руководить во многом зависит от предсказуемости методов управления, взглядов и манеры принятия решения Те, кому успех вскружил голову в, забывают об этом - и отношения лидера с коллегами усложняются его изменчивостью и непоследовательностью, особенно при высоких темпах роста организации Справедливость Понятие хороших отношений с людьми, можн а трактовать по-разному Но стоит подчеркнуть, что справедливость и последовательность взаимосвязаны: например, если лидер ожидает от подчиненных отдачи в работе, что гарантирует им место в фирме, то гораздо в ажливише, чтобы это правило касалось всех без исключения Справедливость, с которой лидер решает подобные вопросы, имеет огромное влияние на моральный климат в компанимпанії.

Безжалостность При необходимости лидеру приходится действовать безжалостно Цели организации превыше всего, и решительность, с которой действует лидер, является хорошим показателем здоровья фирмы Безжалостность - это не обязательно жестокость или в нечувствительность Моральные и этические принципы лидера составляют важную часть его влияния на организацию, и если большинство сотрудников считает эти принципы разумными, любые действия лидера будут восприятий ятти ними в благоприятном светатлі.

Самопознание Многие лидеры столь эксцентричные и эгоистичные, что иногда напоминают скорее политика или революционера, но это может убить лучшие намерения лидера добиться доверия своих сотрудников Поэтому для лед дера чрезвычайно важны такие качества, как умение понять причины того, что он делает, оценить свои достоинства и недостатки, делать выводы как из успехов так и неудачниковч.

Личные способности Лидер должен уметь говорить и слушать Ему следует научиться устанавливать и поддерживать коэффициент полезного действия сотрудников Лидеру нужно знать мотивы людей, знать как поощрять и как при нео чае сделать им замечание и, наконец - но не в последнюю очередь - он должен чувствовать, когда вмешиваться и когда лучше остаться в стороне, другим словом, уметь передавать другим часть своих полно важенень.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: