психология формирования и развития социално и профессионально значимых качеств личности

Формирование конкурентоспособности, лидерских и профессионально значимых качеств личности будущего специалиста является основополагающим фактором эффективности любой деятельности, в которой человек планирует работать. Эффективность деятельности предполагает высокое качество продукта этой деятельности, и, следовательно, будет иметь на рынке спрос и прибыль. Все развитые страны положили в основу своего образования и предоставления грантов именно понятие конкурентоспособности. Основное преимущество высокоразвитой страны в современном мире, идущей по пути преодоления глобальных кризисов связано, в первую очередь, с её человеческим потенциалом – конкурентоспособными специалистами.

Согласно определению «конкурентоспособности» она представляет собой комплекс психологических и психодинамических характеристик личности, дающих ей возможность быть успешной и эффективной при максимальной реализации собственного потенциала в изменяющихся условиях жизни. К таким характеристикам относятся, согласно многочисленным источникам, компетентность, гибкость, творческая активность, ответственность, мобильность, потребность и готовность к реализации своих возможностей, стремление к сотрудничеству (эффективное общение), к преодолению трудностей [2, 4, 7]. А если взять в расчёт тот факт, что наша страна, как и многие страны СНГ, претерпевает процесс изменения системы государственности, образования и т. д., то формирование конкурентоспособности специалистов самого широкого профиля – это приоритетное направление в стратегии развития государства. Это особенно важно в процессе вхождения в рыночные отношения, а также в период различных глобальных кризисов. В стратегии развития государства «Казахстан – 2050» президент Н. А. Назарбаев неоднократно подчёркивает такой важный момент: «…я поставил общенациональную задачу – войти в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира. В рейтинге Всемирного экономического форума Казахстан уже занимает 51 место. Каждый этап политических реформ увязывается с уровнем развития экономики. Поэтому мы последовательно идём по пути политической либерализации. Только так можно модернизировать страну и сделать её конкурентоспособной» [9]. В своей стратегии он также отмечает, что конкурентоспособность, её внедрение и формирование, является значительным фактором в преодолении глобальных кризисов. Для формирования такого базисного личностного качества необходимо определённым образом организовать систему образования, систему экономики и управления.

В формировании конкурентоспособности важны также такие характеристики, как профессионально важные качества относительно каждой отдельной профессии, и лидерские качества, как способность личности организовать людей и управлять ими для выполнения эффективной деятельности. Развитие конкурентоспособности как основополагающей способности, складывающейся из многочисленных отдельных качеств и способностей, должно начинаться с дошкольного образования и продолжаться до окончания профессионального учебного заведения. Основные компоненты конкурентоспособности необходимо начинать формировать с начала обучения в школе, более специальные компоненты, имеющие отношение к профессиональному выбору – в период профессионального образования. Как написано в пособии «Психология профессионализма» А. К. Марковой, «в содержании профессионального образования должна быть предусмотрена подготовка к гибкой смене профессий и специальностей, что требует формирования у молодых людей соответствующих качеств личности (мобильность, обучаемость и др.)» [6, с. 61–80].

Базовыми компонентами конкурентоспособности, согласно различным исследованиям, являются коммуникабельность, стремление к установлению отношений на основе сотрудничества. Формировать способы эффективного общения необходимо не только в период профессионального образования, когда основы характера уже заложены, но и немаловажно этим серьёзно заниматься на дошкольном и младшем школьном возрастном этапе, когда человек ещё развивается и наиболее активно усваивает социальный опыт взрослых. Понятия об основах коммуникации должно вводиться на всех уроках – обучение грамоте, математике, познании мира и, конечно же, на самопознании. Но чтобы вводить основы коммуникации, необходим человек, который будет в совершенстве владеть искусством общения и заниматься только обучением общению. А для этого одной штатной единицы психолога в школе или другом учебном заведении недостаточно.

Также немаловажное значение имеет творческий подход к делу, креативность. Данный компонент конкурентоспособности предполагает, что человек целенаправленно способен находить альтернативные пути решения задач, строить определённые стратегии и предвидеть результаты. Но «творческое воображение в полной своей форме стремится внешним образом подтвердить себя таким делом, которое существует не только для самого творца, но и для всех других» [1]. То есть, согласно автору, исследователю развития воображения Л. С. Выготскому, творческое воображение, творческая активность человека – это не только бесплотная «мечтательность», это активность, желание действовать, воплощать в действительности и преображать, влиять на окружающий мир человека. Творческая активная личность всегда включена в сферу предметов и идей, созданных культурой и общечеловеческим опытом, и в своей деятельности такая личность этот опыт эффективно использует для дальнейшего прогресса и развития собственной личности и той деятельности, которой она занимается. Формирование творческой активности, творческого воображения должно быть не только в системе начального и дошкольного образования, но и поощряться и стимулироваться в подростковом возрастном периоде, а также при профессиональном обучении. И проявление это должно иметь не только в подготовке по конкретному литературному источнику домашнего или семинарского задания, а в живом обсуждении на занятии, в неожиданных и имеющих многочисленные варианты вопросах, темах и обсуждениях. Для введения подобного обязательства в систему образования необходим постоянный контроль проведения такого рода занятий или классных часов администрацией или представителями государственного отдела образования.

Лидерские качества как компонент конкурентоспособности стали некоторым нововведением в менталитет нашей страны, т. к. в системе Советского Союза в любой деятельности в первую очередь поощрялись исполнительность, послушание и «примерное поведение». Теперь каждый должен уметь преподнести себя и ещё организовать деятельность некоторой рабочей группы на эффективную работу. Согласно исследованиям в области социальной психологии Первина, Джона, Хогана основными составляющими лидерства являются экстраверсия, напористость, активность и энергичность, эмоциональная стабильность, уверенность, склонность к сотрудничеству, организованность и надёжность [5, 8]. Большинство качеств лидера – это индивидуальные особенности, формирующиеся на очень ранних этапах развития человека и личности. Сформировать их в старшем возрасте можно лишь при условии имеющихся у личности особенностей, которые будут способствовать формированию организованности и напористости, а также дополнительной системы обучения, связанной с работой в команде.

Формирование ещё одного значимого компонента – профессионально важных качеств – должен иметь начало в качественной профориентационной работе в последние годы обучения в школе, а также в системе непосредственного профессионального образования. «На каждом из этапов профессионального обучения важно предусмотреть не только формирование определённых знаний и умений, но и последовательное развитие психических качеств. Формируя и развивая психологические качества будущего специалиста, важно стимулировать, прежде всего, мотивационную сферу (…мотивы, цели, установку…). И затем, на её основе, – операциональную сферу (…профессиональные знания, профессиональное мышление…)» [6, с. 61–80]. Критерии профессиональных качеств личности определённого специалиста должны разрабатываться каждым отдельным учебным заведением и распределяться на преподавателей специальных дисциплин в виде развития проблемной темы. Конкурентоспособность – понятие широкое, а для успешности необходимо более внимательно подходить к проблеме формирования отдельных её составляющих, в особенности в профессиональной подготовке. Это специфическая задача профессионального образования – формировать профессионально важные качества личности, способствующие успешному выполнению деятельности.

Конкурентоспособность и формирование её компонентов играют важную роль в современной ситуации развития нашей страны, которая убедительно направляется по пути вхождения в состав развитых стран мира. Формирование конкурентоспособной профессиональной базы – это вклад в будущее страны, но для этого необходимо организовать систему образования таким образом, чтобы она с начального образования и до обучения в профессиональном учебном заведении способствовала развитию важных составляющих этой объёмной характеристики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: