Вопрос 23. Пресса как средство передачи массовой информации

Современная система СМК подразделяются на три вида: средства массовой информации (СМИ); телекоммуникацию; информатику.

СМИ - это организационно-технические комплексы, позволяющие осуществлять быструю передачу, массовое тиражирование больших объемов словесной, образной и музыкальной информации.

Структура современной системы СМИ выглядит следующим образом: пресса (газеты, журналы, дайджесты, еженедельники и др.); аудиовизуальные СМИ (радио, телевидение, документальные фильмы, телетексты и др.); информационные службы (телеграфные агентства, рекламные бюро, РК-агентства, профессиональные журналистские клубы и ассоциации).

Пресса — это массовые периодические печатные издания. Пресса — единственное средство, дающее потребителю информации возможность контролировать динамику освещаемых событий, обстоятельства и направления их развития. Основное место в системе периодических изданий занимают газеты.

В мире издаются сотни тысяч ежедневных газет. Они выполняют важнейшую функцию социальной идентификации, помогая индивидам ощутить себя гражданами страны, членами социальной, профессиональной, национальной, конфессиональной или иной группы. Создание и поддержание позитивной известности (паблисити) через ежедневную газету является одной из профессиональных забот политиков, менеджеров, пиарменов крупных и средних компаний, деятелей культуры. Хотя пресса уступает радио и телевидению по оперативности, только «печатная информация», материализованная в газетной пЬлосе, несет фиксированное слово (текст), логически оформленное и поддающееся анализу. При чтении газеты потеря и искажение информации сводится до мини» ма. Поэтому пресса в эпоху медиатизации и компьютерных се не утрачивает свое значение.

Вики:

Структурно система СМИ распадается на три базовые группы:

Печатная пресса (газеты, журналы…)

Аудиовизуальные СМИ (радио, телевидение…)

Информационные службы (новостные агентства, пресс-службы…)

Выделяется также вопрос о статусе Интернета. Существуют различные мнения на этот счет: иногда журналистика в киберпространстве характеризуется как соответствующая признакам СМИ, иногда — как несоответствующая. Исследователи обращают внимание на ряд факторов, в том числе на отсутствие законодательного отнесения Интернета к «средствам массовой информации», а также консервативность сетевых версий СМИ: характер взаимодействия читателя со средством массовой коммуникации как таковой не меняется — просто совершенствуется способ доступа к нему. В результате Интернет обычно рассматривается в российских исследованиях, ориентированных на сохранение в РФ сложившейся системы массового духовного воздействия, не как особое СМИ со своей уникальной природой, а как разновидность уже сформированной информационной среды, которую в плане ее воспроизводства должен использовать каждый, в том числе редакции средств массовой коммуникации[4].

Согласно российским источникам, СМИ имеют следующие признаки:

массовость (применительно к законодательству Российской Федерации, 1000 и более экземпляров для газет, журналов и рассылок);

периодичность, которая не должна быть меньше одного раза в год;

принудительность: один источник сигнала (вещатель, редакция) — много слушателей.

Согласно Закону РФ «О средствах массовой информации» СМИ — это совокупность таких субъектов массовой коммуникации, как: периодическое печатное издание (газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год), радио-/теле-/видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации[5].
К СМИ в России не относятся: стенгазеты, малотиражные издания, библиотеки[6].

Печатные издания — самый распространённый вид СМИ в РФ. К началу 2009 года в Российской федерации было зарегистрировано 27 425 газет и еженедельников; также зарегистрировано 20 433 журнала, 787 альманахов, 1297 сборников, 1519 бюллетеней и 214 изданий на магнитных носителях. Всего к началу 2009 года зарегистрировано 51 725[уточнить] печатных СМИ. Совокупная аудитория национальных ежедневных газет по данным 2008 года составила 6522,2 тыс. человек, а общенациональных еженедельных газет общего и делового содержания — 14 019,2 тыс. человек, что, соответственно, составляет 11,3 % и 24,2 % городского населения. Общая аудитория журналов составила к концу 2008 года 36,2 миллиона человек. Данные ВЦИОМ и ФОМ позволяют сделать вывод, что время от времени журналы в РФ читают до 62 % населения. Наибольшей популярностью пользуются кино- и телегиды (28,5 %), женские и модные издания (28,1 %)[7].

И еще откуда то:

Система средств массовой информации выстраивается в каждом обществе в ходе формирования журналистики как социального института. При этом внутри отдельных средств массовой информации происходит дифференциация по типам.

Итак, печатные средства массовой информации – газеты и журналы (очень близки к журналам бюллетени, поэтому не будем выделять их в отдельный вид СМИ). Как уже отмечалось в историческом обзоре, эти средства массовой информации возникли еще в XVII веке. Периодически некоторые исследователи говорят об их близкой «смерти» (сначала с расцветом телевидения, теперь с активным вторжением в нашу жизнь Интернета), но газеты и журналы по-прежнему популярны во всем мире, хотя в последние годы их тиражи стабильно уменьшаются. В ряде стран принимаются различные меры для того, чтобы возвратить аудитории интерес к чтению газет. Так, в начале 2009 г. президент Франции Н. Саркози объявил о том, что государство будет ежегодно расходовать до 6 млн евро на бесплатную годовую подписку на газеты для 18-летних граждан страны. При этом молодые люди имеют право выписать любую газету – от общенациональной до региональной.

В 1990-х годах в нашей стране роль доминирующего СМИ перешла от газет к телевидению. И сейчас телевидение является самым мощным по воздействию на аудиторию средством массовой информации. По мнению политологов, «существование или несуществование той или иной партии определяется тем, присутствует ли она в телевизоре»[43].

Снижение тиражей газет и журналов особенно характерно для развитых стран, население которых активно получает информацию с помощью Интернета. Сейчас, к примеру, в США до 15% читателей газет не покупают печатную версию, а предпочитают интернет-сайт полюбившегося издания. Это, а также разразившийся осенью 2008 г. мировой финансовый кризис, вынуждает некоторые газеты переходить на онлайновую версию.

Однако в развивающихся странах тиражи газет растут. В Китае, к примеру, за пять последних лет они выросли на 15,5%[45], но в этой стране газеты не играют ведущей роли в информировании населения – из-за национально-языковых проблем руководство страны отдает предпочтение развитию телевидения. В России суммарный тираж газет в 2007 г. сократился по сравнению с 2006 г. примерно на 3% – с 8,05 до 7,8 млрд экз.

Периодически специалисты в области СМИ начинают говорить о близкой «смерти» газет и журналов. Так было в 70-х годах ХХ века, так происходит и сейчас, в период стремительного развития Интернета. К примеру, в июне 2008 г. главный исполнительный директор компании «Майкрософт» Сим Баллмер заявил, что через 10 лет «не будет ни газет, ни журналов, которые бы доставлялись на бумаге. Все будет поставляться в электронной форме»[47]. Об этом же заявил владелец и издатель крупнейшей американской газеты «Нью-Йорк таймс» Артур Сульцбергер: «Я не знаю, будем ли мы еще выпускать газету в печатном виде через пять лет»[48]. Однако, по крайней мере в течение ближайших десятилетий Интернет не сможет полностью вытеснить из нашей жизни отпечатанные на бумаге газеты и журналы.

Одно из основных отличий газет и журналов – периодичность выхода. Самые распространенные типы газет – ежедневные[49] и еженедельные. Журналы чаще всего выходят один раз в неделю, в месяц или в квартал. Как видим, есть еженедельные газеты и журналы. Зачастую они настолько близки, что некоторые исследователи говорят о еженедельнике как отдельном виде СМИ, но такой подход спорен, так как есть и другие отличительные черты газет и журналов: объем, оформление, наличие обложки, качество печати и т.д.

Газеты (в частности, российские) невелики по объему (максимум 32 страницы, в США и ряде других стран можно встретить газеты объемом почти в 100 страниц), не имеют обложки, не сброшюрованы (т.е. страницы не скреплены между собой) и отпечатаны преимущественно способом офсетной печати (кое-где в России до сих пор используется и высокая печать). Журналы же, наоборот, обычно имеют объем в 96 и более страниц, у них есть ярко выраженная обложка, они обязательно брошюруются и печатаются чаще всего также способом офсетной печати, но на бумаге более высокого качества.

Рынок печатных СМИ в России явно перенасыщен, что подрывает финансовую основу изданий, делает большинство из них убыточными. Так, в 2004 г. в России издавалось 6580 ежедневных газет[51]. Если эти данные точны, то более половины всех ежедневных газет мира выходит в нашей стране (во всем мире, по данным Всемирной газетной ассоциации, в 2007 г. издавалось немногим больше 11 тыс. платных ежедневных газет)

В результате мирового финансового кризиса, разразившегося осенью 2008 г., в нашей стране начался процесс закрытия нерентабельных газет и журналов. По мнению экспертов Ассоциации распространителей печатной продукции (АРПП), в 2009 г. количество периодических изданий сократится на треть – в основном из-за падения рекламных доходов и снижения покупательского спроса.

Нужно учитывать, что данные о количестве печатных СМИ, предоставляемые территориальными управлениями Россвязькомнадзора, которые призваны прежде всего регистрировать СМИ, сильно отличаются от данных Российской книжной палаты, которая, в соответствии с законодательством, получает экземпляры всех реально выходящих в свет газет и журналов. Многие газеты выходят в свет только благодаря финансовой поддержке из бюджета того или иного региона.

Каждое государство, обеспечивая свою информационную безопасность, стремится формировать максимально эффективную систему средств массовой информации – для этого существуют как юридические, так и экономические методы регулирования. Специфика российской системы СМИ – в ее политической ангажированности. Если в большинстве развитых стран журналистика – это прежде всего бизнес, то в России на первый план выходит политический аспект. Это, в частности, объясняет огромное количество зарегистрированных газет. Второстепенность экономического фактора медиаиндустрии является серьезной проблемой российской журналистики, не позволяя действовать достаточно эффективно и независимо от власти и политико-экономических групп.

Вместе с тем, как отметил в марте 2008 г. в интервью британской газете «Файнэншл таймс» президент России Дмитрий Медведев, «за последние 8 лет наши средства массовой информации преодолели большой путь. Из достаточно слабых,...чахлых СМИ, которые обслуживали интересы отдельных бизнес-групп и просто отдельных людей, они превратились в мощную общественную силу. Общая капитализация средств массовой ин-формации восемь лет назад не дотягивала и до $1 млрд....Сейчас речь идет о цифрах в десятки миллиардов долларов»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: