Когда я прибыл во Вьетнам молодым лейтенантом морской пехоты, мой командир нарисовал три слова и сказал: «На первом месте стоит боевая задача. Человек — на последнем».
ЗАДАЧА
КОМАНДА
ЧЕЛОВЕК
Вернувшись из Вьетнама, я часто сталкивался с тем, что у людей совсем иная шкала приоритетов. В бизнесе и вообще «на гражданке» я часто встречаю людей, у которых шкала приоритетов выглядит так:
ЧЕЛОВЕК
КОМАНДА
ЗАДАЧА
Другими словами, на первом месте стоит сам бизнесмен, на втором — его команда, а задача бизнеса или организации — на последнем, если вообще для нее находится место.
Во Вьетнаме командиры объясняли нам, что наша задача как младших офицеров состоит в том, чтобы защищать свое дело и свою команду от измены отдельных людей. Другими словами, нас учили выявлять и устранять тем или иным способом любого из наших рядов, кто думал прежде всего о себе лично и, делая это, ставил под угрозу команду и общее дело. Овладение этим навыком и его осуществление на практике, в бою, во многом повлияло на мое умение управлять бизнесом.
|
|
Если вы смотрели фильм Стивена Спилберга «Спасти рядового Райана» (по моему мнению, самый реалистичный фильм о войне из всех, которые я видел), то могли заметить, что в нем есть один очень важный урок. Том Хэнкc, школьный учитель, ставший армейским лейтенантом, не смог застрелить пленного немца. Я считаю, что это поворотный момент в фильме и один из величайших уроков. Из-за того, что Том Хэнкс не смог как надо выполнить свою задачу, что в данном конкретном случае заключалось в устранении отдельного человека, немецкого пленного, он поставил под угрозу самого себя, свою команду и стоящую перед ней миссию. В конце фильма из-за него оказываются убитыми не только большинство его людей, но и вся миссия практически терпит крах, а самого Тома Хэнкса в конце концов убивает тот самый человек, которого он не смог убить.
К счастью, большинству людей не приходится сталкиваться с ужасами войны и трудными, калечащими душу решениями, которые нужно принимать в таких условиях. И тем не менее перед каждым из нас встает необходимость принимать трудные решения как в личной жизни, так и в бизнесе. Вот некоторые примеры.
1. Недавно на вечеринке у моего друга один из гостей сильно перебрал. Когда он собрался уходить, хозяин попросил у него ключи от машины и предложил вызвать для него такси. Гость очень обиделся и стал доказывать, что он не настолько пьян и может вести машину. Произошла неприятная сцена; хозяин настаивал и в конце концов схватил гостя, повалил на пол и силой отнял у него ключи. Вызвали такси, и гость был благополучно доставлен домой, правда, очень обиженный. С тех пор гость и хозяин больше не разговаривают друг с другом. И, что еще хуже, некоторые другие гости сочли, что хозяин перегнул палку, и тоже решили с ним не разговаривать. Лично я считаю, что хозяин действовал очень отважно, и в ту минуту это было лучшее, что он мог сделать. Мог ли хозяин по-другому разрешить эту ситуацию? Конечно. Но он сделал то, что считал самым правильным в тот момент. Именно так поступают лидеры, даже если то, как они поступают, оказывается не самым лучшим решением вопроса.
|
|
2. Много лет назад мой богатый папа узнал, что один из высоких начальников в его компании завел роман с одной из секретарш. Он немедленно вызвал этого человека к себе на ковер и уволил его. Секретарша тоже была уволена. Когда я спросил его почему, он ответил очень просто: «У обоих семья и дети. Тот, кто предает семью и детей, предаст любого». Я не хочу сказать, что богатый папа поступил правильно, но повторяю — он сделал то, что считал самым правильным на тот момент. Хотя оба сотрудника были очень ценными, по его мнению, их действия шли вразрез с теми ценностями, на основе которых он стремился строить свою компанию. Он сказал: «Когда я занимаю твердую позицию, все остальные знают, какую позицию занимать им».
Обе истории служат примером того, как поступают лидеры. Как говорится, «лидеры делают то, что правильно, а менеджеры правильно делают то, что делают». Богатый папа был согласен с этим высказыванием. Он говорил: «Лидерство — это не конкурс на популярность. Лидеры вдохновляют других быть лидерами».