Рассматривая товарную политику, необходимо уделить внимание такому понятию, как товарный ассортимент. Он представляет собой набор товаров, предлагаемых предприятием-изготовителем на рынке. Товарный ассортимент включает различные виды товаров. Виды товара делятся на ассортиментные группы (типы) в соответствии с функциональными особенностями, качеством, ценой. Каждая группа состоит из ассортиментных позиций (разновидностей или марок), которые составляют низшую ступень классификации.
Основными характеристиками товарного ассортимента являются широта (количество ассортиментных групп), глубина (количество позиций в каждой ассортиментной группе) и сопоставимость (соотношением между предлагаемыми ассортиментными группами с точки зрения общности потребителей, конечного использования, каналов распределения и цен).
Управлениея товарным ассортиментом заключается в том, чтобы производитель своевременно предлагал определенную совокупность товаров, которые бы, соответствуя в целом профилю его производственной деятельности, наиболее полно удовлетворяли требованиям определенных категорий покупателей. Управление ассортиментом включает в себя изъятие нерентабельных видов продукции, утверждение планов и программ разработки новых или совершенствования уже выпускаемых продуктов, расчет финансирования на утвержденные программы.
Формирование ассортимента представляет собой процесс, продолжающийся в течение всего жизненного цикла продукта. Основными моментами планирования ассортимента продукции являются:
1) определение текущих и потенциальных потребностей покупателей, изучение способов использования данной продукции и особенностей покупательского поведения на соответствующих рынках;
2) оценка выпускаемых предприятием изделий с позиции покупателя;
3) решение вопросов: какие продукты добавить в ассортимент, а какие исключить из-за изменений в уровне конкурентоспособности;
4) рассмотрение предложений о производстве новых товаров, усовершенствование существующих, новых способов и областей применения товаров;
5) разработка рекомендаций для производственных подразделений предприятия относительно качества, дизайна, цены, наименования, упаковки, сервиса в соответствии с результатами проведенных испытаний, подтверждающих востребованность характеристик товара.
6. Товарный знак и его особенности
Одной из составляющих успешной товарной политики организации является товарный знак.
Товарный знак — это зарегистрированное в определенном порядке обозначение, присвоенное товару для его отличия от других и указания на его изготовителя (предприятие, фирму). Товарный знак представляет собой символ или знак и определенное сочетание букв, чисел. Товарный знак показывает, кому принадлежит право распоряжаться данным товаром, получать прибыль и нести ответственность за поставку недоброкачественного товара. Товарный знак содействует созданию положительного имиджа товара, свидетельствует о его высоком качестве.
Регистрация товарного знака защищает его владельца в конкурентной борьбе и предоставляет возможность для продажи лицензий на товарный знак. Имея юридическую силу после своей регистрации, товарный знак становится стимулом повышения качества товара.
Товарный знак защищает исключительные права продавца на пользование марочным названием и/или марочным знаком (эмблемой).
К преимуществам товарного знака относят:
■ он позволяет выделять товары различных производителей, указывает, какое предприятие отвечает за выпущенную продукцию;
■ гарантирует определенный уровень качества;
■ облегчает позиционирование, создавая индивидуальный образ товара;
■ помогает внедрению на новый рынок хорошо зарекомендовавшего себя товара.
Товарным знаком не могут выступать: государственные флаги, государственные гербы и другие эмблемы государства, награды и другие знаки отличия, названия международных и национальных праздников.
Товарный знак выступает одной из составляющих фирменного стиля предприятия. Другими элементами фирменного стиля являются:
■ фирменный блок (объединенные в композицию товарный знак и логотип, а также поясняющие надписи);
■ логотип (специально разработанное оригинальное начертание полного или сокращенного названия организации или группы ее товаров);
■ фирменный цвет (сочетание цветов);
■ фирменный комплект шрифтов;
■ фирменные постоянные (формат, система верстки текста и иллюстраций).
Товары определенного фирменного стиля способствуют популярности, а следовательно, и стимулируют сбыт, но только при условии, что товар обладает высоким уровнем качества. Если товар не отвечает требованиям потребителей, то это соотносится с товарным знаком, фирменным стилем, которые ассоциируются с недоброкачественной продукцией. Это может ухудшить позиции товаропроизводителя на рынке. В связи с этим необходимо сначала завоевать доверие покупателей, демонстрируя хорошую техническую и коммерческую работу, а после этого предпринимать практические мероприятия по формированию товарного знака.
В большинстве случаев для пресечения нарушения прав
владельцев вместе с товарным знаком вводится специальное обозначение, указывающее, что данный товарный знак зарегистрирован и охраняется законом.