Существует несколько этапов жизненного цикла товара.
Этап выведения товара на рынок. Основными характеристиками этапа являются: медленный рост объема продаж и отсутствие прибыли, большие затраты на производство, НИОКР, стимулирование сбыта. Такая ситуация складывается по следующим причинам:
■ перед организацией возникают проблемы технологии;
■ сбытовики с недоверием относятся к новому товару;
■ потенциальных покупателей товара мало, так как различна адаптация покупателей к новому товару;
■ товары-заменители могут составлять сильную конкуренцию, а следовательно, замедлить развитие спроса.
Этап роста. Основной характеристикой этого этапа является быстрый рост объемов продаж, поскольку первые удовлетворенные покупатели совершают повторные покупки и рассказывают всем о новом товаре. Для этого этапа характерно снижение издержек производства (за счет увеличения его объемов), снижение цены. Прибыль на этапе роста достаточно стабильна. На этом этапе необассортимента, динамику цен, прибыли, конкуренции и др. Важную роль при этом играет покупательское поведение. Так, новаторы, т. е. те, кто приобретает новый товар уже на фазе его введения на рынок, составляют только 2-3% всех будущих покупателей. Успешные продажи обеспечивают покупатели, появляющиеся на фазе зрелости товара и насыщения рынка.
Тщательный анализ и изучение жизненного цикла товара позволяет товаропроизводителям целенаправленно разрабатывать и реализовывать товарную политику, оценивать поведение своих товаров на рынке.