Замена утверждения собеседника на свое – частое нарушение этики при обсуждении и споре. Причем общение в результате, как правило, далее невозможно и прекращается либо может перейти в перебранку.
- Диктант в таком темпе слушать и записывать очень сложно, вы не могли бы помедленнее.
- Не хотите учиться, не учитесь.
Если собеседник заменил ваше высказывание своим мнением надо сразу заметить: «Я этого не говорил», либо жестче: «Это уже ваше мнение».
Не спрашивай о том, что знаешь, что хочешь утверждать.
Обычно спрашивают о том, что знают, либо, желая как-нибудь высказаться, либо в надежде получить поддержку своего мнения. И в том и в другом случае следует найти утвердительную формулировку. Иначе приходится ожидать в качестве ответа встречный вопрос о мнении самого спрашивающего, часто с ироническим подтекстом, как в приведенном ниже случае.
- Скажите, пожалуйста, а «в заключение» какая часть речи?
- А вы как хотите?
- Я хочу наречие.
- Ну и пусть будет наречие.
Не проси того, что регулярно выполнялось по прежней просьбе.
|
|
Повторные просьбы – типичное нарушение этики общения всех людей управляющих другими – начиная от родителей и заканчивая руководителями. Но если ребенок на фразу матери, изо дня в день повторяемую: «Саша, сходи за хлебом в булочную на соседней улице…» - может выплеснуть недовольство, ответив: «Да знаю, знаю, мам, в ларьке за углом не покупать, там невкусный», то секретарь на очередную просьбу директора утром заранее подготовить письма не решится высказаться вслух, копя в себе раздражение.
Не говори о присутствующих в третьем лице.
Первое лицо обозначает говорящего, второе – собеседника, третье – не участвующего в общении. Поэтому, называя присутствующего в третьем лице «он», «говорит», мы указываем, что с ним не общаемся. Поэтому мы не дождемся ответа на фразу: «Присутствующий здесь Николай Петрович подтвердит вам сказанное». Соблюдая правила этики, следовало бы задать вопрос: «Николай Петрович вы подтвердите сказанное?»