Природа власти

Выделим две основы власти, а в соответствии с ними и два подхода к определению природы власти.

Первый подход характеризуют власть как особую сущность, носителем которой выступает отдельная личность. Эта сущность проявляется в виде особой силы, заставляющей других субъектов повиноваться. Здесь власть отождествляется со способностью субъекта, которая позволяет ему проводить свою волю. В рамках этого подхода сложились, например, следующие концепции происхождения власти. Теологическая концепция считает, что всякая власть происходит от Бога, а все правители — это лишь исполнители Божественной воли. Подчинение людей воле Бога обеспечивает порядок в обществе, сохранение и продолжение человеческого рода. Биологическая концепция рассматривает человека как «властолюбивое животное», в основе активности которого — внутреннее стремление (чаше всего неосознанное) к власти. Политический процесс есть столкновение индивидуальных стремлений к власти, в котором побеждает самый сильный. Психоаналитическая концепция рассматривает власть как способность одного человека господствовать над сознанием другого человека. Объект подчиняется воздействию властной личности, которая средствами скрытого и открытого манипулирования задает особую установку (доверия, покорности и т. д.).

Во втором подходе власть трактуется как право одного субъекта проводить коллективную волю в отношении другого. Здесь власть — это полномочие субъекта на использование силы сообщества. Структурно-функциональная теория рассматривает власть как отношение неравноправных субъектов, чье положение обусловлено выполняемыми ими ролями (например, роль управляющих или управляемых). В обществе каждый человек выполняет определенные функции для поддержания его жизнеспособности. Властные органы предписывают субъектам выполнение обязанностей, налагаемых на них в соответствии с целями сообщества. Классовая теория рассматривает власть как отношения господства и подчинения одного класса другим. Природа данного господства обусловлена экономическим неравенством различных групп людей.

Концепции природы власти:

§ теологическую, обосновывающую происхождение власти как власти, данной от Бога. «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога»»

§ институциональную, в рамках которой основная причина возникновения властных отношений связывается с появлением в обществе институтов (в том числе и, прежде всего, государства)

§ системную, рассматривающую власть как безличный атрибут, подобно деньгам в экономике, упорядочивающий отношения между людьми в обществе

§ ролевую, определяющую власть как реализацию социального положения (социальной роли), обусловливающего контроль одного субъекта над другими

§ рыночную, оценивающую властные отношения по аналогии с рыночными отношениями (как сферу услуг, конкуренцию различных интересов в обществе, как рынок, где идеи и люди борются за «покупателя»)

§ обмена ресурсов, согласно которой в обществе всегда существует дефицит тех или иных ресурсов (денежных, людских, интеллектуальных) и поэтому обладание редким ресурсом дает власть (путем обмена ресурсами)

§ психологическую, объясняющую власть как природное свойство человека господствовать или подчиняться (для того чтобы выжить)

§ классовую, сводящую власть к воле класса, господству экономически более сильного класса над другими

§ силовую, связывающую власть с использованием принуждения, силы (у кого сила — у того и власть).

Существуют и другие концепции власти: биологическая (как средство обуздания природной агрессивности человека); бихевиористская или поведенческая (трактует власть как «волю к власти») и др.

15. Легитимность - это принятие населением власти, признание ее правомерности, право управлять и согласие подчиняться. Таким образом легитимность и легальность не только не тождественны, но могут находиться и в состоянии конфликта. (Например, законно функционирующая власть не признавалось народом во время Оранжевой революции)

Признанным автором политической теории господства является М. Вебер. Верный принципу свободы науки от политических и идеологических установок, он наполнил теорию господства общечеловеческим содержанием В отличие от обыденной трактовки господства как подавления, угнетения и т.п., Вебер понимает под господством политический порядок, при котором одна из взаимодействующих сторон требует повиновения, а другая добровольно повинуется (хотя первые могут находиться под демократическим контролем вторых). Такой порядок может служить интересам не только управляющего меньшинства, но и всего общества, или, по крайней мере, его большинства. Причем, добровольность повиновения и легитимность (законность) господства для Вебера норма, в рамках которой только и возможна постановка вопроса о господстве.

В зависимости от мотивов, по которым люди могут добровольно подчиняться (интерес, традиции, личная склонность), Вебер выделил три типа легитимного господства (власти).

1. Рационально-правовой тип легитимности (демократический). Его воплощением является демократическое правовое государство. Вебер сопоставляет легальное господство с частным предпринимательством. Рациональная рыночная система функционирует ради удовлетворения повседневных потребностей интересов. Чтобы функционирование не нарушалось, необходимы твердые гарантии. Таким образом при легальном типе господства источником легитимности выступает рационально понятый интерес, побуждающий людей подчиняться не личности руководителя, а праву, в рамках которого избираются и действуют представители власти в демократических государствах. Таким образом это безличный (деперсонифицированный) формально-правовой принцип, которому подчиняются не только управляемые, но и управляющие (чиновники, бюрократия).

2. Традиционный тип легитимного господства основан на вере в обычай, в священность издревле существующих порядков и властей. Такой тип схож с отношениями в патриархальной семье, где традиции добровольного подчинения старшим особенно прочны и устойчивы. Традиционное господство характерно для феодальной Европы и Востока, для монархических форм правления. Но Вебер считал, что и для Запада, для стабильности демократии, полезно сохранение монарха, подкрепляющего авторитет государства многовековыми традициями почитания власти.

3. Харизматический (от грач.charisma — божественный дар) тип власти основывается на вере в исключительные качества руководителя, данные ему свыше — Богом или Природой. Харизматическая легитимность базируется на вере и на эмоциональном, личностном отношении вождя и массы. Этот тип организации политической власти получает широкое распространение в периоды революционных перемен, особенно на Востоке и в Восточной Европе, где новая власть не может опереться на авторитет традиций или демократически выраженной воли большинства.

Разрабатывая вопрос о типах власти, Вебер большое внимание уделял проблеме ее устойчивости. Если право составляет, в основном, внешнюю гарантию стабильности, то внутренней гарантией устойчивости социальной системы он считал личные интересы. Принятие власти населением, признание ее права управлять и согласие подчиняться и означает, по Веберу, ее легитимность.

Развивая эту проблему, американский политолог Г. Алмонд считает политический режим устойчивым, если он принимается гражданами в качестве правильной формы правления, а известный немецкий философ К. Ясперс в понятие политической легитимности вкладывает господство доверия власти со стороны народа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: