Типология политических лидеров

Для изучения природы и понимания существа лидерства большое значение имеет типологизация политических лидеров. В этой связи следует рассмотреть типологии, построенные:

§ на предложенной М.Вебером классификации авторитета лиц, осуществляющих власть. (Лидерство бывает традиционным, харизматическым и бюрократическим (рационально-легальным);
«традиционное», представляющее собой тип безальтернативного принятия лидера по принципу: «Так делали наши отцы и деды, так делаем мы» (привычка подчинения племенным вождям, монархам и т.д.);
«легальное», или «бюрократическое», представляющее собой лидерство должности и кресла, а не конкретного персонажа;
«харизматическое», представляющее собой личностный тип лидерства, всецело зависящий от личностных качеств лидера и его способности повести за собой массы на крутых поворотах истории.

§ на различиях в стилях лидерства. (Лидерство бывает авторитарным, ориентированным на единоличное принятие решений, и демократическим, ориентированным на индуцирование активности и инициативы последователей);

§ по характеру деятельности. (Лидерство бывает универсальным, когда качества лидера проявляется постоянно, и ситуационным, когда эти качества проявляются только при определенных обстоятельствах);

§ по содержанию активности. (Различают лидера-вдохновителя, разрабатывающего и предлагающего программу действий. И лидера-исполнителя, организующего выполнение уже заданной программы. При этом оба типа могут совмещаться в одном лице);

§ по отношению к существующей социальной системе. (Различают лидера-функционалиста, способствующего развитию системы. И тип лидера — «дисфункционалиста», ставящего целью ее разрушение. Лидера-конформиста, принимающего господствующие в обществе нормы и ценности, и лидера-нонконформиста, стремящегося их изменить) и др.

Типы лидеров можно также классифицировать с помощью других парных понятий-противоположностей: лидера-реформатора и лидера-революционера, лидера-реалиста и лидера-романтика, лидера-прагматика и лидера-идеолога и т.д.

Заслуживает внимания и типологизация лидеров, предложенная английским социологом Маргарет Дж.Херманн. Обобщив наиболее часто повторяющиеся проявления лидерства в разных общественных условиях и ситуациях, она выделяет четыре наиболее репрезентативных типа: «лидеров-знаменосцев», «лидеров-служителей», «лидеров-торговцев» и «лидеров-пожарников».

В качестве «пар антагонистов» можно типологизировать лидеров как лидеров:

§ идеологов и прагматиков;

§ реформаторов и революционеров;

§ агентов-охранителей и нонконформистов-разрушителей;

§ реалистов и авантюристов;

§ догматиков и романтиков;

§ авторитаристов и демократов и т.д.

21.
Нация как субъект политики

Нация – группа, для которой характерна общность территории, происхождения, языка, нравов и обычаев, переживаний и исторического прошлого, законов и религии, экономики.

Национализм – политическое движение, направляемое определенной доктриной на выражение и защиту интересов национальной общности в отношениях с государственной властью. Национализм – не только средство дезинтеграции традиционных обществ и их перехода в современное состояние, но и часть неравномерного процесса развития индустриальных государств. В рамках этих политических процессов разнятся как причины возникновения национализма, так и его цели, а также его роль в политическом развитии тех или иных стран. Типы национальных конфликтов. Конфликты между национальными (этническими) группами в полиэтнических государствах, возникающих на основе различий во владении социальными ресурсами, а также между национальным большинством и меньшинством. Причины: заселенность определенных территорий, тесная связь отдельных групп с теми или иными видами хозяйственной деятельности, процессы ассимиляции и миграции отдельных наций и т.д. Конфликты в результате идентификации этнических меньшинств с родственной общностью, проживающей в соседних странах (например, у турок в Болгарии, венгров в Румынии, русских в Молдавии и т.д.). Примерно такие же противоречия возникают и вследствие формирования этнических анклавов, складывающихся в результате этнической эмиграции из соседних государств, а также воссо единения ранее раздробленных этносов и восстановления прав репрессированных народов. Конфликты, которые возникают на почве наиболее политически значимых противоречий между государством (центральной бюрократией) и национальной группой. Чаще всего этот конфликт связан с систематическим ущемлением прав последней. Противоречие между титульной (коренной, дающей официальное название государству) и нетитульной (некоренной) нациями. Такое положение может выражаться в сужении представителям последней возможностей для вероисповедания, обучения детей на родном языке, установлении чрезмерных требований в освоении государственного языка, дискриминации по национальному признаку в области здравоохранения, образования и т.д.

Межэтнические конфликты. Степень их урегулированности слабо зависит от рациональных действий по использованию институтов власти и преобразованию характера их деятельности, проведения согласительной политики и использования всевозможных техник примирения (этим они отличаются от других типов межнациональных конфликтов).

Национальное самосознание – совокупность представлений, характеризующих реальное освоение людьми общегрупповых идеалов, культурных норм и традиций той или иной национальной общности, а также обусловленных ими ее интересов.

Национальный интерес – наиболее важный ориентир самостоятельной политической деятельности национально ориентированных сил в сфере государственной власти.

22. Понятие «государство» употребляется в нескольких смысловых значениях. В широком смысле – это общность людей, проживающая на определенной территории, представляемая и организуемая высшим органом власти. В этом случае государство представляет все общество в совокупности и отождествляется с понятием «страна», «отечество», «нация» и др. В узком смысле – это особая политическая структура, многоуровневая система органов и учреждений, обладающих верховной властью на определенной территории.

Государство – это основной институт политической системы общества, создаваемый для организации и управления жизнью определенного населения на определенной территории с помощью государственной власти, имеющей обязательный характер для всех его граждан, обладающий суверенитетом.

Государство – это политическая общность, основными атрибутами (признаками) которой являются территория, население, власть.

1. Территория – это материальная, физическая и пространственная основа государства, на которую распространяется его юрисдикция. Она включает землю, недра, водное и воздушное пространство. Территория определяется границами, разделяющими отдельные государства.

2. Проживающее на его территории население. Оно представляет, как правило, единый народ, нацию, сообщество, несмотря на имеющиеся социальные, этнические, религиозные и иные различия. В большинстве стран мира, как известно, понятие «нация» носит политический, а не этнический характер.

3. Публичная власть. Она включает особый слой людей, профессионально занятый управлением (бюрократия или государственная администрация). Сюда также относится особая система органов и учреждений, образующих в совокупности государственный механизм.

Государство, как основной институт, имеет ряд признаков, отличающих его от других элементов политической системы:

- суверенитет, означающий верховенство государственной власти внутри страны и независимость её на международной арене;

- наличие права, без которого не может существовать государство. Ибо только право юридически оформляет государственную власть, делает её легитимной, а также определяет юридические рамки и формы осуществления функций государства;

- исключительное право издания законов и правовых актов, обязательных для всего населения страны;

- монопольное право от имени общества осуществлять внутреннюю и внешнюю политику;

- исключительное право государства эмиссии денежных знаков;

- монополия на определение и взимание налогов и сборов, которые обеспечивают политическую и экономическую независимость страны, проведение бюджетной политики;

- монопольное право на применение законных форм насилия. Диапазон государственного принуждения достаточно широк: от ограничения свободы гражданина до ее лишения, вплоть до применения высшей меры наказания, которая существует во многих странах;

- монополия на использование легитимных средств и институтов насилия (милиция, армия, службы безопасности, суд, прокуратура, пенитенциарная система);

- обязательность принадлежности к государству (в отличие от добровольного членства в других институтах политической системы). Гражданство человек получает с момента рождения.

Как особый политический институт государство возникло в IV- III тыс. до н.э. Его структуры и особые функции складывались по мере развития родоплеменных отношений и обособления определенной группы лиц (вождей, родовой аристократии, и тп.), которые, трансформируя свои статусы и социальные привилегии во власть, концентрировали в своих руках управленческие функции.

Существует множество различных теорий, объясняющих происхождение государства:

– теократическая концепция, господствовавшая в эпоху средневековья, исходит из того, что не только природа, но и государство есть проявление власти Бога, божьего промысла. Власть государя на земле Фома Аквинский, например, также выводил из воли божьей;

– антропологическая концепция основана на том, что государственная форма организации заложена в самой общественной природе человека (теория естественного происхождения государства Аристотеля). Причина этого кроется в социальной и биологической природе человека: потребность в совместной деятельности, в общении, прирожденное несовершенство человека, его агрессивность и конфликтность, невозможность индивидуального существования.

– патриархальная теория рассматривает государство как одну большую семью, возникшую вследствие соединения родов в племена, племен – в другие большие общности и т.д. Опекунская власть отца в большой семье автоматически переносилась на другие общности, в том числе и на государство. Государство является расширенной формой патриархальной власти во имя всеобщего блага;

– договорная концепция – государство есть результат соглашения народа с определенным лицом или группой лиц, которым передается часть их прав в целях обеспечения порядка в обществе и защиты граждан. (Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж–Ж. Руссо и др). Только государство способно достойно обеспечивать естественные, неотчуждаемые права человека – на жизнь и здоровье, на собственность и свободу;

– социально-экономическая концепция исходит из того, что государство возникло в результате развития общественного разделения труда между различными социальными слоями. Управленческий труд в целях повышения его эффективности также выделился в отдельную отрасль, что привело к образованию специального органа – государства. (Платон);

– марксистская концепция объясняет происхождение государства расколом общества на антагонистические классы вследствие разделения труда, появление частной собственности и эксплуатации. Государство возникает как политическая организация экономически господствующего класса и орудие подавления им других классов и социальных слоев. Государство – это организованное насилие одного класса над другими.

– теория насилия (Л. Гумплович и др.) возникновение государства рассматривала как результат действия внутреннего или внешнего насилия, завоевание слабых и плохо организованных групп более сильными и лучше организованными. Государство - это форма господства победителей над побежденными;

Таким образом, государство сформировалось как результат естественного развития общества на определенной ступени его зрелости и является инструментом упорядочения совместного удовлетворения интересов общества, социальных слоев и групп, отдельной личности.

23. Правовое государство - это государство, в котором организация и деятельность государственной власти в ее взаимоотношениях с индивидами и их объединениями основана на праве и ему соответствует.

Идея правового государства направлена на ограничение власти (силы) государства правом; на установление правления законов, а не людей; на обеспечение безопасности человека в его взаимодействиях с государством

Основные признаки правового государства:

1. Осуществление государственной власти в соответствии с принципом ее разделения на законодательную, исполнительную, судебную с целью не допустить сосредоточения всей полноты государственной власти в чьих-либо одних руках, исключить ее монополизацию, узурпацию одном лицом, органом, социальным слоем, что закономерно ведет к "ужасающему деспотизму" (Ш. Монтескье).

2. Наличие Конституционного Суда - гаранта стабильности конституционного строя - органа, обеспечивающего конституционную законность и верховенство Конституции, соответствие ей законов и иных актов законодательной и исполнительной власти.

3. Верховенство закона и права, что означает: ни один орган, кроме высшего представительного (законодательного), не вправе отменять или изменять принятый закон.Все иные нормативно-правовые акты (подзаконные) не должны противоречить закону. В случае же противоречия приоритет принадлежит закону.Сами законы, которые могут быть использованы в качестве формы легализации произвола (прямой противоположности права), должны соответствовать праву, принципам конституционного строя. Юрисдикцией Конституционного Суда действие неправового закона подлежит приостановлению, и он направляется в Парламент для пересмотра.

4. Связанность законом в равной мере как государства в лице его органов, должностных лиц, так и граждан, их объединений. Государство, издавшее закон, не может само его и нарушить, что противостоит возможным проявлениям произвола, своеволия, вседозволенности со стороны бюрократии всех уровней.

5. Взаимная ответственность государства и личности:

личность ответственна перед государством, но и государство не свободно от ответственности перед личностью за неисполнение взятых на себя обязательств, за нарушение норм, предоставляющих личности права.

6. Реальность закрепленных в законодательстве основных прав человека, прав и свобод личности, что обеспечивается наличием соответствующего правового механизма их реализации, возможностью их защиты наиболее эффективным способом - в судебном порядке.

7. Реальность, действенность контроля и надзора за осуществлением законов, иных нормативно-правовых актов, следствием чего является доверие людей государственным структурам, обращение для разрешения сугубо юридических споров к ним, а не, например, в газеты, на радио и телевидение.

8. Правовая культура граждан - знание ими своих обязанностей и прав, умение ими пользоваться; уважительное отношение к праву, противостоящее "правовому нигилизму" (вера в право силы и неверие в силу права).

24. Социальное государство - это новый этап в развитии государства, который стал возможным при наличии у государства достаточных ресурсов, чтобы обеспечить реальную ответственность за судьбу общества, каждого гражданина.

Социальное государство представляет собой тип такого государства, которое стремится создать каждому гражданину максимально благоприятные условия существования, реализации своих индивидуальных талантов и способностей, обеспечить высокий уровень социальной защищенности.

Конечно, немногие государства могут быть отнесены к социальным, а лишь те, где большинство населения достигло высокого уровня жизни, душевого потребления товаров и услуг. Например, к социальным государствам могут быть отнесены Швеция, Норвегия, Япония, Швейцария, ФРГ. Франция и др.

Среди признаков социального государства отметим следующие.

1. Достойный уровень жизни. Государство ответственно за предоставление каждому гражданину прожиточного минимума, гарантирующего достойное существование. Эту функцию государство осуществляет путем справедливого перераспределения общественного богатства от богатых к бедным слоям населения. Обычно прожиточный минимум составляется по стоимости двухсот наименований продуктов, товаров и услуг, которые необходимы для нормальной жизни человека.

Конечно, это не означает, что взрослый здоровый человек должен ожидать социального пособия, он обязан зарабатывать сам, кормить свою семью. Ответственность государство берет только за тех граждан, которые сами не могут удовлетворить свои потребности по возрасту, болезни, инвалидности и т.п.

К социальным государствам принято относить те страны, прожиточный минимум в которых составляет 7-10 тыс. долл. на человека в год.

2. Социальное равенство. Речь не идет об уравниловке. Социальное равенство следует понимать как равенство стартовых возможностей, а не равенство результатов деятельности. Проявлений социального неравенства множество: это и возраст, образование, район проживания, здоровье, специальность, пол и т.п.

Государство стремится смягчить, а где возможно, и устранить социальное неравенство, активно вмешиваясь в различные сферы жизни человека. Так. оно закрепляет принцип равного доступа к государственным должностям, что ликвидирует правовые предпосылки неучастия в управлении каких-либо групп населения.

Кроме того, государство вмешивается в трудовые отношения, уравнивая в правах мужчину и женщину при найме па работу. Имущественные различия государство сглаживает с помощью налоговой политики, перераспределяя собранные средства в пользу малоимущих.

3. Социальная защита тех, кто потерял доход или средства к существованию (по причине болезни, инвалидности, старости, потери кормильца, безработицы), а также оплата расходов на медицинское обслуживание.

Система социального обеспечения возникла в форме социального страхования. Она провела границу между самостоятельным заработком и средствами, идущими по линии социального обеспечения и страхования. К этим средствам относятся, например, пенсии, пособия по безработице, выплаты из государственного бюджета, благотворительных фондов.

4. Подъем благосостояния всего общества. Показателем благосостояния является уровень нищеты. Обычно в развитых странах он не превышает 10%. а в Швеции - чуть больше 5%. Это позволяет включать в пользование материальными благами (оплата жилья, стипендии учащимся, пособия на детей и т.п.) все более широкий круг лиц.

25. Политической системой можно назвать упорядоченную совокупность норм, институтов, организаций, идей, а также отношений и взаимодействий между ними, в ходе которых реализуется политическая власть.

Политическая система — комплекс государственных и негосударственных институтов, осуществляющих политические функции, то есть деятельность, связанную с функционированием государственной власти.

Понятие политическая система более емкое, чем понятие «государственное управление», поскольку охватывает все лица и все институты, участвующие в политическом процессе, а также неформальные и неправительственные факторы и явления, влияющие на механизм выявления и постановки проблем, на выработку и реализацию решений в сфере государственно-властных отношений. В самом широком толковании в понятие «политическая система» включается все то, что имеет отношение к политике.

Политическая система характеризуется:

§ политической идеологией;

§ политической культурой;

§ политическими нормами, традициями и обычаями.

Политическая система осуществляет следующие функции:

§ конверсии, то есть преобразования общественных требований в политические решения;

§ адаптации, то есть приспособления политической системы к изменяющимся условиям общественной жизни;

§ мобилизации людских и материальных ресурсов (денежных средств, избирателей и т.д.) для достижения политических целей.

§ охранительная функция — защита общественно-политического строя, его исходных базовых ценностей и принципов;

§ внешнеполитическая — установление и развитие взаимовыгодных отношений с другими государствами;

§ консолидирующая — согласование коллективных интересов и требований различных социальных групп;

§ распределительная — создание и распределение материальных и духовных ценностей;

26. Политическая стабильность – устойчивое состояние политической системы, позволяющее эффективно функционировать и развиваться в условиях внешних и внутренних воздействий, сохраняя при этом внутреннюю структуру и способность контролировать процесс общественных перемен.

Политический риск — это возможность возникновения убытков или сокращения размеров прибыли, являющихся следствием государственной политики.

Политические риски можно разделить на четыре группы:

§ риск национализации и экспроприации без адекватной компенсации:

§ риск трансферта, связанный с возможными ограничениями на конвертирование какой-либо валюты;

§ риск разрыва контракта из-за действий властей страны, в которой находится компания-контрагент;

§ риск военных действий и гражданских беспорядков, в результате которых предпринимательские фирмы могут понести большие убытки и даже обанкротиться.

27. Полити́ческий режи́м (от лат. regimen — управление) — политическое управление, то есть совокупность методов, приёмов и форм осуществления политических отношений в обществе (государстве), или способ функционирования его политической системы.

Политический режим характеризуется методами осуществления политической власти, мерой участия граждан в управлении, отношением государственных институтов к правовым основам собственной деятельности, степенью политической свободы в обществе, открытостью или закрытостью политических элит с точки зрениясоциальной мобильности, фактическим состоянием правового статуса личности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: