Экологический контроль - это определенный вид деятельности государственных и общественных органов по наблюдению за состоянием окружающей природной среды, ее изменениями под влиянием хозяйственной и иной деятельности, проверке выполнения планов и мероприятий по охране природы, рациональному использованию природных ресурсов, оздоровлению природы, соблюдению требований природоохранного законодательства и нормативов качества окружающей природной среды.
Система и компетенция государственных органов и управления охраны окружающей среды.
Закон "Об охране окружающей среды" устанавливает систему органов управления охраной окружающей среды:
- органы федеральной государственной власти общей компетенции- Федеральное Собрание РФ; Правительство Российской Федераций; и специально уполномоченные на то федеральные государственные органы - органы государственного управления, осуществляющие свои функции на всей территории РФ самостоятельно и через свои территориальные органы;
- органы государственной власти субъектов РФ общей компетенции;
- органы местного самоуправления.
Выделим три вида таких органов:
1. Органы общего (комплексного) государственного экологического управления:
- Министерство природных ресурсов РФ (Минприроды России) - управляет государственными фондом недр и водным фондом;
- Федеральная служба земельного кадастра;
- Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.
2 Функциональные органыгосударственного экологическогоуправления, органы, на которые возложены специальные задачи по государственному экологическому управлению: Министерство здравоохранения РФ, Министерство обороны России, Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Особое место занимают природоохранные прокуратуры, число которых растет (например, приказом Генерального прокурора РФ от 03.02.97 образована природоохранная прокуратура г. Москвы и Московской области).
3. Координационные специально уполномоченные органы государственного, управления в области охраны окружающей среды (осуществляют свою деятельность в соответствии с постановлениями Правительства РФ): Правительственная комиссия по окружающей среде и природопользованию; Экспертный совет при Правительстве РФ; Государственный центр экологических программ Минприроды и др.
На основании вышеизложенного следует дать и определение экологического контроля в сфере охраны окружающей природной среды и обеспечение экологической безопасности.
К функциональным инструментам организационно-правового механизма охраны окружающей природной среды следует отнести:
- мониторинг;
- экологическая стандартизация;
- экспертиза;
- лицензирование;
- сертификация;
- аудирование и контроль.
1.Понятие экологического мониторинга.
Одним из важнейших направлений экологического контроля является государственный мониторинг природной среды (ст. 63 Закона «Об охране окружающей среды»)
Под ним понимаются долгосрочные наблюдения за состоянием окружающей природной среды, ее загрязнением и происходящими в ней природными явлениями, а также оценка и прогноз состояния окружающей природной среды, ее загрязнения.
Мониторинг может быть фоновым и импактным.
Фоновый мониторинг, направленный на слежение за природными явлениями, протекающими в естественной обстановке, без антропогенного влияния. Осуществляется на базе биосферных заповедников.
Импактный мониторинг направлен на осуществление слежение за антропогенным воздействием в особо опасных зонах.
Для выполнения данных направлений деятельности в РФ организована «Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» с целью слежения и наблюдения за происходящими в природной среде физическими, химическими, биологическими процессами, за уровнем загрязнения атмосферного воздуха, почв, водных объектов, последствиями его влияния на растительный и животный мир, обеспечения заинтересованных организаций и населения текущей и экстренной информацией об изменениях в окружающей природной среде, предупреждениями и прогнозами ее состояния.
Основными задачами этой службы являются: гидрометеорологическое и гелиофизическое обеспечение органов государственной власти, населения и вооруженных сил; мониторинг состояния и загрязнения атмосферы, поверхностных вод суши, морской среды, почв, околоземного космического пространства; оценка климатических изменений; исследование гидрометеорологических и геофизических процессов в атмосфере, на поверхности суши и в Мировом океане, включая Арктику и Антарктику.
Правовой основой государственного мониторинга природной среды, прежде всего, является Конституция Российской Федерации, ст. 42 которой гласит: каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии. Такая информация может быть получена только в результате постоянного, систематического и полного наблюдения за происходящими в окружающей природной среде физическими, химическими, биологическими процессами, за уровнем загрязнения атмосферного воздуха, почв, водных объектов, последствиями его влияния на растительный и животный мир.
При этом единая государственная система экологического мониторинга (ЕГСЭМ)[86] решает следующие задачи:
- разработка программ наблюдения состояния окружающей природной среды на территории России, в ее отдельных регионах и районах;
- организация наблюдений и проведения измерений показателей объектов экологического мониторинга;
- обеспечение достоверности и сопоставимости данных наблюдений как в отдельных регионах и районах, так и по всей территории России;
- сбор и обработка данных наблюдений;
- организация хранения данных наблюдений, ведение специальных банков данных, характеризующих экологическую обстановку на территории России в целом и отдельных ее районах;
- гармонизация банков и баз экологической информации с международными эколого-информационными системами;
- оценка и прогноз состояния объектов окружающей природной среды и антропогенных воздействий на них, природных ресурсов, откликов экосистем и здоровья населения на изменение окружающей природной среды;
- организация и проведение оперативного контроля и прецизионных измерений радиоактивного и химического загрязнения в результате аварий и катастроф, а также прогнозирование экологической обстановки и оценка нанесенного природе ущерба;
- обеспечение доступности интегрированной экологической информации широкому кругу потребителей, включая население, общественные движения и организации;
- информационное обеспечение органов управления состоянием окружающей природной среды, природных ресурсов и экологической безопасностью;
- разработка и реализация единой научно-технической политики в области экологического мониторинга.
ЕГСЭМ включает в себя тематические и территориальные подсистемы экологического мониторинга.
Тематические подсистемы осуществляют наблюдение и контроль состояния отдельных объектов экологического мониторинга. Каждая тематическая система состоит из одной или нескольких ведомственных (специализированных) систем наблюдения и контроля, объединенных по принципу общности объекта мониторинга.
Так, например, к тематической подсистеме относится государственный мониторинг объектов животного мира, который Федеральный закон “О животном мире” определяет как систему регулярных наблюдений за распространением, численностью, физическим состоянием объектов животного мира, структурой, качеством и площадью среды их обитания. Он проводится в целях своевременного выявления изменений указанных выше параметров, оценки этих изменений, предупреждения и устранения последствий негативных процессов и явлений для сохранения биологического разнообразия, обеспечения устойчивого состояния объектов животного мира и научно обоснованного их использования.
Государственный мониторинг водных объектов осуществляет Министерство природных ресурсов РФ согласно Положению о нем (п. 34). Согласно этому же Положению оно также принимает совместно с другими федеральными органами исполнительной власти совместные решения по вопросам ведения мониторинга природных ресурсов, (п. 45).
Мониторинг лесов осуществляет Федеральная служба лесного хозяйства России (Рослесхоз) и т.д.
Эти подсистемы обеспечивают наблюдение и контроль: экологического состояния объектов окружающей природной среды; экологически безопасного для людей состояния компонентов окружающей природной среды; состояния и качества природных ресурсов, используемых в конкретных видах деятельности; состояния источников антропогенного воздействия на окружающую природную среду.
Территориальные подсистемы ЕГСЭМ создаются в соответствии с административным делением РФ. Построение таких подсистем допускает иерархический принцип, когда экологическая обстановка в городах и районах требует создания отдельных подсистем экологического мониторинга соответствующего уровня, вплоть до федерального.
В ЕГСЭМ осуществляется методологическое и информационное сопряжение территориальных и ведомственных подсистем. В основе организации информационного сопряжения лежит сеть информационно-аналитических центров ЕГСЭМ (федерального, территориального и ведомственного уровня), организующих и выполняющих работу по сбору, хранению и обработке информации, обеспечивающей решение задач, стоящих перед ЕГСЭМ.
В рамках ЕГСЭМ следует рассматривать и производственный мониторинг окружающей среды (самомониторинг), означающий, что природопользователи обязаны сами вести записи и отчетность о воздействии осуществляемой ими хозяйственной деятельности на окружающую среду.
Принимая во внимание, что информационные ресурсы в соответствии с новым гражданским и иным законодательством стали объектом правоотношений, следует сказать о правовом режиме предоставления экологической информации.
Согласно постановлению Правительства РФ от 03.08.92 № 532 “Оповышении эффективности использования в народном хозяйстве гидрометеорологической информации и данных о загрязнении окружающейприродной среды ”, предприятия и организации Росгидромета передают такую информацию и данные в двух режимах.
На договорной основе за плату предоставляется информация коммерческим структурам, предприятиям и организациям гражданской авиации, морского и железнодорожного транспорта.
За счет централизованных ассигнований, из федерального бюджета, которыми осуществляются:
а) обеспечение населения и хозяйственно-экономических структур предупреждениями (оповещениями) о возникновении стихийных гидрометеорологических и гелиогеографических (затмения, землетрясения и т.п.) явлений, информацией о фоновом состоянии загрязнения окружающей природной среды, прогнозами погоды общего пользования на период до трех суток по территориям и административным центрам республик, краев, областей, административных образований;
б) ведение государственных банков (архивов) данных в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей природной среды;
в) выполнение международных обязательств Российской Федерации по передаче (обмену) указанной информации и данных.
В соответствии с Федеральным законом “Об информации, информатизации и защите информации” (24) документы, содержащие информацию о чрезвычайных ситуациях, экологическую, метеорологическую и санитарно-эпидемиологическую, необходимую для обеспечения безопасного функционирования населенных пунктов, производственных объектов, безопасности граждан и населения в целом, запрещено относить к информации с ограниченным доступом. Они являются открытыми и общедоступными (ст. 10).
Отказ же в доступе к открытой информации или предоставление пользователям заведомо недостоверной информации (а значит, и экологической) могут быть обжалованы в судебном порядке, как указано в ст. 24 данного Закона.
Более того, в соответствии с требованиями Закона “Об охране окружающей среды ” (ст. 75) должностные лица органов власти субъекта РФ или органов местного самоуправления несут административную ответственность за предоставление искаженной, неполной или недостоверной информации о состоянии окружающей среды.
2. Государственные кадастры природных ресурсов и объектов – свод экономических, экологических, организационных и технических показателей, характеризующих качество и количество природного ресурса, состав и категории пользователей.
На основе кадастров проводится основная оценка природного ресурса, его продажная цена, система мер по восстановлению нарушенного состояния природы.
Данные, содержащиеся в кадастрах, являются основой для принятия решения о предоставлении природного ресурса в пользование.
Кадастры ведутся по отдельным видам природных ресурсов и по территориям.