Стандарты в области обмена данными

На стандарты обмена данными в сфере транспорта, очевидно, влияет развитие стандартов в сфере самих информационных технологий, как и на остальные сферы деятельности человека. Получивший повсеместное использование стандарт Windows-Intel (Wintel) во многом определило и стандарты обмена данными на транспорте. Можно только представить, насколько отличалась бы инфраструктура обмена данными между массовыми пользователями, если бы наравне с Wintel использовались бы и другие стандарты, например Macintosh и др.

Увеличение в последнее время объема как внутрироссийских, так и международных грузоперевозок, очевидно, создает необходимость в стандартизации процессов обмена данными, представленными в том числе и в электронном виде. Стандартизация обмена данных на основе информационных технологий создает новый сектор рынка транспортных услуг и в целом меняет его инфраструктуру.

На сегодняшний день самой значимой международной системой обмена данными, в т.ч. и на транспорте, остается система EDI. Наиболее часто используемые коммуникационные стандарты в EDI системах – это ASC X.12 (стандарт американского комитета стандартов Х.12), а также UN/EDIFACT (ЭДИФАКТ ООН, базируется на международном стандарте синтаксических правил ISO-9735 и международном стандарте Справочника элементов торговых данных ISO-7372).

В развитых странах многие крупные компании используют возможности стандарта EDI для снижения своих издержек. Например, авиакомпания Люфтганза продолжает развивать проект глобального авиационного альянса Star Alliance с железнодорожными компаниями. Различные транспортные компании будут работать в рамках единой системы по единым стандартам. Объединенная транспортная сеть позволяет эффективно использовать достоинства каждого из используемых видов транспорта. Выигрыш пассажира или грузоотправителя состоит в том, что пересадка (перегрузка) с одного вида транспорта на другой будет простой и удобной. Клиент сможет сразу оценить все транспортные затраты и оплатить фрахт по всему маршруту движения из любой точки земного шара со своего ноутбука или через мобильный телефон. В нашей стране EDI системы или какие-либо другие глобальные информационные логистические системы пока широкого распространения не получили, и имеет смысл говорить только о внутрикорпоративных стандартах. Исключением являются лишь государственные информационные системы на ж/д и авиатранспорте для внутреннего пользования. По мнению ученых МГИМО, экономический эффект от внедрения информационных технологий с использованием EDIFACT – стандарта может составить до 30%. Этот эффект достигается за счет существенного сокращения времени оборота капитала в системе транспортной логистики[11].

Следует отметить систему ЭСВОД (электронная система взаимного обмена данными), используемую в США. По мнению авторов [23], эта система обеспечивает переход транспортных компаний на автоматизированное ведение операций. Проведенный службой сервиса опрос среди пользователей ЭСВОД показал, что при ее применении сокращается время деловых операций на 76%, улучшается и ускоряется доступ к информации на 74%, сокращается поток деловых документов на 70% и на 60% повышается точность их заполнения.

Среди межнациональных информационных систем, созданных для обеспечения логистики, можно отметить следующие.

Система «Гермес» объединяет коммуникационные сети Великобритании, Дании, Италии, Нидерландов, Швейцарии, Бельгии, Франции и Германии. Пользователями этой системы являются также компании «Интерконтейнер» и «Интерфриго». Железные дороги Чехии и Словакии, Венгрии, Австрии, Польши и Испании проектируют средства сопряжения с системой «Гермес». Основная цель системы – уменьшить время пребывания грузов на пограничных станциях и связанные с этим затраты, а также решить задачу доставки грузов «точно в срок».

Система характеризуется следующими особенностями:

- наличие самостоятельных железнодорожных коммуникационных сетей и независимость их функционирования от других государственных информационных систем;

- круглосуточный обмен информацией;

- регулирование каналов системы пользования железными дорогами;

- возможность увеличения числа абонентов и количества передаваемой информации;

- для пользования системой действует единый стандарт сообщений.

Система «Доцимел» введена в строй в Западной Европе в 1990 г. Преследует те же цели, что и «Гермес» - делает акцент на бездокументную технологию перевозок.

Система GPS (Global Positioning System) – автоматизированная глобальная спутниковая система, предназначенная для определения широты и долготы местонахождения транспортного средства.

Система ISCIS (Integrated Supply Chain Information System) – является интегрированной информационной системой, обслуживающей логистический канал. В этой системе время доставки сообщений из любой точки земного шара в другую ограничивается только процессом переформатирования данных, временем ожидания начала обслуживания, а обработка сообщений производится в режиме реального времени.

Технические средства (средства связи, коммуникации, штрихового кодирования). Среди ключевых факторов здесь можно отметить следующие системы:

Системы спутниковой навигации – определяют месторасположение транспортного средства в режиме реального времени, что позволяет более четко реализовывать принцип доставки «точно в срок».

Системы штрихового кодирования – преимущества использования штрихового кодирования в перевозочном процессе приводятся в [35]: обеспечивается однозначная и простая идентификация грузовой единицы; серийный код транспортной упаковки является «ключом», обеспечивающим доступ к логистической информации; этикетка со штрих-кодом используется всеми участниками логистической цепочки; облегчается процесс коммуникации между всеми партнерами; сканирование кода обеспечивает быстрый и правильный ввод информации; снижается время обработки грузов на всех этапах транспортировки.

Мобильные компьютеры с возможностью беспроводной связи (коммуникаторы) – используются в основном крупными компаниями, осуществляющими курьерскую доставку небольших партий грузов для моментального занесения данных менеджером, принимающим груз, в информационную систему компании, что позволяет выявлять ошибки на начальном этапе обработки заказа и улучшить качество оперативного планирования.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: